Урок 1.1

ИИСУС ХРИСТОС - ВЕЛИЧАЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Введение

Иисус Христос - самая удивительная Личность в истории. О Нем написаны горы книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было. Нет другой личности, которая привлекала бы внимание стольких людей на протяжении многих веков. Его учение изменило жизнь не только отдельных людей, но и целых государств. Не удивительно, что в последнем издании Британской энциклопедии Иисусу Христу посвящено около 20 000 слов, больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому или Наполеону.

Иисус Христос не великий философ, не знаменитый проповедник и даже не основатель мировой религии. Он выше всех человеческих титулов. В мировой истории было немало религиозных деятелей, притязавших на звание Божьих помазанников и пророков. Иисус из Назарета единственный, кто не только заявил о Себе как о Боге, но и доказал это. Многие великие умы пытались критиковать Его учение, опровергать достоверность совершенных Им чудес и даже утверждать, что Христос не более чем миф. Однако все они оказались забыты, а о Христе продолжают говорить, Его почитают, Ему поклоняются.

На первый взгляд в биографии Иисуса из Назарета нет особенно ярких событий. Он родился в бедной семье, в маленьком еврейском городе. Всю Свою жизнь Он провел в одной из самых маленьких стран мира, которая к тому же подчинялась чужеземному владычеству. Прожил Он тридцать три года, причем только три последних года Его жизни были посвящены служению людям. Однако, несмотря на такую, казалось бы, скромную биографию, Иисус привлекает к Себе миллионы людей. Он завоевывает не страны, Он завоевывает сердца. Христос не только влияет на мировоззрение человека, Он влияет на его душу, делая ее чистой и праведной.

Уникальность Иисуса проявилась в том, что после смерти Он воскрес, а не остался во гробе. Воскреснув, Он явился многим. И те, кто раньше не верили Ему, стали исповедовать Его воскресение, и многие из них пошли на смерть ради своих убеждений.

Личность Иисуса Христа достойна вашего внимания. Изучение Его жизни даст вам возможность обрести для себя что-то очень важное. Если вы христианин, то подробное изучение жизни Спасителя может вдохновить вас на более самоотверженное служение Ему. Если вы не относите себя к числу последователей Христа, то, может быть, знакомство с Его жизнью подтолкнет вас к принятию важного решения.

Введение
Урок 1.2

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Что мы знаем о Христе, который жил 2000 лет назад? Информацию о Его жизни и учении мы можем брать только из достоверных источников. Уже прошли те времена, когда говорили, что миф о пророке Иисусе придумала небольшая группа людей, чьи верования впоследствии выросли до масштабов мировой религии. Мы должны понимать, что Христос - это реальная историческая Личность. Согласны с этим не только христиане, но и те, кто далек от религии.

Нехристианские исторические свидетельства

Об этом подробнее см.: Деревенский Б.Г. "Иисус Христос в документах истории." С-П., 1999. С. 87, 149-160.

Для изучения жизни Христа важны свидетельства тех людей, которые или общались с Ним, или, по крайней мере, жили в одно время с Ним. Мы приведем свидетельства нескольких человек, которые не были заинтересованы в распространении христианства, поэтому их свидетельства можно считать независимыми от христианского влияния.

- Корнелий Тацит (ок. 58-117 гг. по Р.Х.)
Тацит родился в простой семье, но сделал блестящую карьеру в Риме, где занимал ряд государственных должностей. В 97 г. он был консулом, а в 111-112 гг. проконсулом Азии. Однако подлинную известность Тацит приобрел благодаря своим трудам, в которых обстоятельно изложил историю Римской империи с 14 по 96 гг. по Р.Х. Важнейшими из его исторических трудов являются "Анналы" и "История".

В "Анналах" (XV, 44) Тацит упоминает о Христе, который основал религиозную общину и был казнен при Понтии Пилате. Учитывая негативное отношение Тацита к христианству (он назвал его "зловредным суеверием"), мы можем принимать это историческое свидетельство о Христе как достоверное и лишенное предвзятости.

- Лукиан из Самосаты (около 120 г. по Р.Х., умер после 180 г.)
Сатирик II в., с презрением относившийся к Христу и христианам. В своем труде "Перегрин" он пишет о Христе как об основателе "нового культа", который "был распят в Палестине". Он упоминает о христианах, которые "молились распятому и жили согласно с его законами".

- Плиний Младший (61-114 гг. по Р.Х.)
Римский государственный деятель, подобно Тациту, занимавший ряд высших должностей. Он известен благодаря своим письмам, которые содержат важные сведения об экономической и политической жизни Римской империи. В одном из писем к императору Траяну Гай Плиний так высказался о христианах: "...они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собой, гимн Христу как Богу..." Его беспокоили убеждения христиан, которые не признавали больше никаких богов и поклонялись только Христу.

- Иосиф Флавий (род. 37 г. по Р.Х.)
Еще апологетами ранней церкви труды Иосифа Флавия признавались одними из важнейших исторических источников. С ним не может сравниться ни один греческий или римский автор. Свидетельства Флавия уникальны, потому что он был не только современником евангелистов, но и еврейским историком, выросшим в Палестине, на месте описанных событий. В своих "Древностях" он писал: "Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени".

На этом мы остановимся, хотя можно было бы упомянуть императора Адриана (правил 117-138), римского историка Гайя Светония Транквилла (70-140 гг. по Р.Х.) и многих других. Перечисленных свидетельств достаточно, чтобы сделать следующий вывод: нехристианские исторические источники доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Христа.

Письменные источники
Урок 1.3

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Библия

Несмотря на историческую ценность перечисленных выше свидетельств, основное внимание мы обращаем на Библию. Именно она является самым достоверным источником, повествующим о Спасителе. Как известно, Библия состоит из 66 книг, написанных сорока авторами в различное время на протяжении 1600 лет.

Ветхозаветные пророчества
Сначала мы хотим обратить ваше внимание на Ветхий Завет, который, как известно, был написан задолго до рождения Иисуса Христа (последние его книги датируются примерно 450 г. до Р.Х.), но говорил именно о Нем. Ветхозаветные пророки писали именно об Иисусе из Назарета Галилейского. Такие выводы мы делаем, основываясь на сотнях пророчеств, исполнившихся в Иисусе. Вот только некоторые из них:
Пророчество
Событие
Исполнение
Мих. 5:2
"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных".
Рождение
в Вифлееме
Лк. 2:4-7
"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".
Ис. 7:14
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына..."
Рождение
от Девы
Лк. 1:26-27,30-31
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария".
"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус".
Быт. 49:10
"Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов".
Из колена
Иуды
Лк. 3:33
"Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин..."
Ис. 9:1-2
"Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет".
Служение
в Галилее
Мф. 4:12-16
"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет".
Ис. 53:12
"Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем".
Распятие рядом
с преступниками
Мк. 15:27-28
"С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен".

Многочисленные ветхозаветные пророчества в точности исполнились в жизни Христа. Пророчеств так много и исполнились они столь точно, что это исключает возможность простого совпадения. Ветхий Завет подробно рассказывает нам об Иисусе Христе не только как исторический документ, но и как откровение от Бога.

Библия
Урок 1.4

ПОВЕСТВОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИСТОВ

Евангелие (c греческого языка переводиться как "радостная весть") - наиболее подробное и волнующее жизнеописание Христа. Нет писателя или поэта, который смог бы так просто и в то же время так ярко воссоздать перед нами образ Иисуса Назарянина во всем Его неповторимом, неземном величии. Если мы хотим узнать правду о Христе, то должны искать ее в Евангелии. Это четыре законченных произведения, созданных разными авторами. Полную картину жизни и служения Иисуса можно получить только при внимательном изучении всех четырех Евангелий.

Причины существования четырех Евангелий

Однозначного объяснения, почему Евангелие содержится в четырех отдельных книгах, а не в одной, не существует. В прошлом неоднократно предпринимались безуспешные попытки составить из четырех повествований одно. Из поколения в поколение люди убеждаются в том, что четыре евангельские истории лучше, нежели одна. Сравнение Евангелий позволяет выделить пять причин существования четырех описаний.

- Глубина содержания
Это основная причина включения в Библию четырех Евангелий. Каждый из евангелистов описал жизнь Христа такой, какой он ее видел. Они писали об одном и том же, но делали это по-разному. То, что одному евангелисту казалось неважным, другим воспринималось как откровение от Бога. Благодаря этому мы получили возможность взглянуть на жизнь и учение Христа с различных сторон и, следовательно, можем намного глубже узнать и понять их.

- Соприкосновение с разными культурами
Еще одной причиной существования четырех Евангелий является многонациональный характер Римской империи. Исследуя Евангелия, мы видим, что они адресованы трем основным этническим группам: евреям, римлянам и грекам. Именно через них Благая Весть могла прозвучать максимально эффективно, чтобы достичь все остальные народы. Общепризнано, что Матфей писал свое Евангелие евреям, Марк - римлянам, а Лука - грекам. Евангелие от Иоанна обращено ко всем, т.е. ко вселенской церкви.

- Полнота изложения
Каждое Евангелие содержит дополнительную информацию, которой нет в трех других. Оставшееся неясным или незавершенным в одном Евангелии, объясняется или уточняется в других.

- Подтверждение достоверности
Точность совпадения четырех независимых свидетельств поражает, несмотря на наличие незначительных расхождений в сообщениях об одних и тех же событиях. Расхождения в описании некоторых фактов говорят о том, что Евангелия написаны разными авторами независимо друг от друга. Понимая это, мы поражаемся, насколько сходны их свидетельства, что, безусловно, доказывает достоверность повествования.

- Объем
Если бы весь материал четырех Евангелий включить в одну книгу, то такое объединенное повествование оказалось бы намного короче, не было бы таким убедительным, как сообщение, представленное в четырех Евангелиях. Евангелия составляют почти половину всего Нового Завета. Объем написанного подчеркивает важность евангельского повествования.

Повествование евангелистов
Урок 1.5

КРАТКОЕ СРАВНЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИЙ

Еще раз напомним, что каждый из евангелистов субъективно воспринимал Иисуса и писал Евангелие, подчеркивая те моменты, которые отвечают потребностям определенной читательской аудитории.

Матфей часто цитирует Ветхий Завет, желая подчеркнуть, что ветхозаветные пророчества исполнились во Христе. Автор первого Евангелия убеждает иудеев, что Иисус и есть тот Мессия, Которого ожидали евреи.

Марк в своем повествовании объясняет иудейские обычаи, использует принятое римлянами исчисление времени, описывает обращение римского сотника (15:39) и т.д. Все это говорит о том, что он обращался к христианам, живущим в Риме. Евангелист Марк особо подчеркивает совершенные Иисусом чудеса, указывая на Его Божественную силу. Он раскрывает нам Христа как Сына Божьего (1:1).

Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия.

Лука - настоящий историк. Он все досконально исследовал и изложил только факты. Он раскрывает Христа как Сына Человеческого, Который является Спасителем для всех погибающих. Лука подчеркивает человеческую природу Христа и Его сострадание к людям.

Иоанн представляет нам Иисуса не только как изначально Сущего, но и как имеющего естество Самого Бога. Евангелие написано, чтобы читатели уверовали во Христа как в Бога, пришедшего во плоти.

Полное представление о жизни и деятельности Иисуса Христа можно получить только на основании изучения всех четырех Евангелий. Это единственная возможность увидеть точную хронологическую последовательность событий Его жизни, а также понять их подлинное значение.

Краткое сравнение четырех Евангелий
Урок 1.6

КРАТКИЙ ОБЗОР ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА

О Христе написаны тысячи книг, и ни одна из них не раскрывает во всей полноте Его жизнь и учение. Евангелист Иоанн написал: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Ин. 21:25). Жизнь Христа уникальна и достойна нашего внимательного изучения.

Чтобы охватить взглядом картину огромных размеров, сначала нужно увидеть ее издалека, и только потом можно приступать к рассмотрению деталей. Так же следует поступать и при изучении жизни Иисуса Христа. Этот курс не рассчитан на подробное изучение жизни Спасителя, мы хотим показать только общую картину событий.

Предлагаем вам запомнить приведенную схему, которая показывает основные события трех периодов жизни Христа.



Евангелия позволяют выделить в жизни Иисуса три основных периода, каждый из которых мы рассмотрим более внимательно в следующих уроках.

1. Подготовка
В этом периоде можно выделить два этапа.

  • Бог готовит Свой народ к приходу Спасителя, влияя на ход истории и возвещая через пророков о ближайшем будущем.
  • Иисус готовится к выходу на служение. Этот этап Его относительной неизвестности длился около тридцати лет.
2. Общественное служение
Оно продолжалось около трех с половиной лет. Этот период можно условно разделить на три года.
  • Первый год - неизвестность. В начале служения Иисуса народ не признавал Его, но постепенно Он выдвинулся из тени неизвестности и оказался в центре общественной жизни.
  • Второй год (около 14 месяцев) - популярность. Известность Иисуса быстро достигла пика, но столь же быстро пошла на убыль. Второй год был самым длительным периодом общественного служения Иисуса и называется "широким служением". Максимальной популярностью у народа Господь пользовался за год до Своей смерти.
  • Третий год - оппозиция. Народ открыто отвергал Спасителя. Приближался час смерти Христа.
3. Жертва
Именно тогда, всего за несколько недель, произошли решающие события в служении и жизни Иисуса. Этому периоду все евангелисты уделяют особое внимание.

Краткий обзор жизни Христа
Урок 1.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус Христос - величайшая Личность. Его жизнь и служение людям уникальны. Мы встречаем упоминание о Нем в различных письменных источниках. Однако самую полную и исторически достоверную информацию о Нем мы черпаем из четырех Евангелий.

Иисус Христос многих интересует как историческая личность, но достаточно ли изучить только факты Его жизни? Евангелист Иоанн написал о цели этих повествований: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20:31).

Мы надеемся, что вы начали изучать жизнь Иисуса Христа не ради удовлетворения любопытства, а для того, чтобы получить ответ на самый важный вопрос: "Кто Он?"

Заключение
Навигация по сайту