Урок 2.1

МИР, В КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ ХРИСТОС



Все события, связанные с жизнью Иисуса Христа, происходили в Палестине, которая находилась под властью Рима.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ



Краткая история

Об этом подробнее см.: Когда, где, как и почему это произошло. Ридерз Дайджест., 1998. Бодо Харенберг. Хроника человечества. 1994. Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. Украина. 1999. Библейская энциклопедия. Российское Библейское общество. 1995

Датой основания Рима традиционно называют 753 г. до Р. Х. Первые 250 лет городом управляли цари этрусской династии, которые заимствовали у греков алфавит, чеканку монет и другие культурные традиции. В конце VI в. до Р.Х. последний этрусский царь был изгнан римской аристократией и Рим был провозглашен республикой. Власть в ней принадлежала народному собранию, сенату и ежегодно выбиравшимся должностным лицам. Среди последних важнейшими следует считать консулов, которые председательствовали в сенате, а в случае войны становились главнокомандующими. Начиная с IV века до Р.Х. границы Рима, города-государства, постоянно расширялись.

К 250 г. до Р.Х. Рим контролировал почти весь Апеннинский полуостров, а в 146 г. захватил Карфаген и стал самой могущественной державой во всем Средиземноморье. Завоеванные территории превращались в провинции, управляемые наместниками (часто бывшими консулами), назначавшимися сенатом. В I в. до Р.Х. республика пережила серию гражданских войн, в результате чего власть в ней захватили честолюбивые полководцы, сначала Луций Корнелий Сулла, а потом Гай Юлий Цезарь, объявившие себя пожизненными диктаторами. В 27 г. до Р.Х. приемный сын убитого в марте 44 г. до Р.Х. Юлия Цезаря Октавиан был провозглашен императором и получил титул Августа ("священного" или "возвеличенного богами"). Он правил до 14 г. по Р.Х. Время его правления было названо "золотым веком Августа". При нем империя обрела долгожданный мир и заняла главенствующее положение в мире, которое сохраняла еще четыре века. В Евангелии от (Лк. 2:1) мы встречаем упоминание о переписи населения, которую проводил Август для упорядочивания сбора налогов.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Римская империя просуществовала на западе до 476 г. по Р.Х., а на востоке (под названием Византийской) - до 1453 г., когда Константинополь захватили турки-османы.

Границы империи в период расцвета
На вершине своего могущества Римская империя простиралась от Атлантического океана на западе до Сирийской пустыни на востоке; и от Сахары на юге до устья Рейна и равнин Шотландии на севере.

Римская империя
Урок 2.2

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Влияние греческой культуры

В результате успешных военных кампаний Александра Македонского и его целенаправленной политики эллинизации греческая культура распространилась от Дуная до Инда. Она оказала влияние на все эллинистические государства в Средиземноморье, Азии, Египте, Причерноморье. Начиная с III в. до Р.Х. процесс эллинизации захватил и растущую Римскую империю. Образованные римляне были воспитаны греческими учителями и говорили на их языке так же хорошо, как и на своем родном (латинском). Народный греческий диалект койне, который отличался от литературного греческого, стал разговорным языком практически во всей империи. Римляне очень много заимствовали у греков в области искусства, литературы, архитектуры, философии и науки. Можно сказать, что римляне завоевали греков политически, в то время как греки завоевали римлян своей культурой.

Религия и нравственное состояние

Об этом подробнее см.: Санников, Сергей Викторович "Двадцать веков христианства." Т. I. Санкт-Петербург, 2002. Страницы 59-68

Население империи исповедовало множество разнообразных культов, которые находились в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния. В религиоведении это явление называется синкретизмом.

Римляне в силу своего многобожия отличались веротерпимостью. Возвращаясь из завоеванных стран, они приносили с собой верования покоренных народов и сооружали храмы новым богам. Боги греческого пантеона, воспринятые римлянами, выглядели малопривлекательно. В божества почти никто всерьез не верил, а многие даже подшучивали над ними. Все эти культы были очень похожи на современные суеверия, однако среди сельских жителей и в провинциях вера в местных богов играла существенную роль.

Гораздо привлекательнее для греко-римского мира были восточные культы, а также возникший под их влиянием культ императора. Император Август после смерти был объявлен богом, и в его честь возводились храмы. Большое распространение на Апеннинском полуострове получил фригийский культ Кибелы (великой матери земли и богов, то есть культ плодородия, благополучия и процветания), а также связанный с ним культ Аттиса. Из Египта в Рим пришел сходный с культом Кибелы и Аттиса культ Исиды, которую в империи называли "та, у которой тысяча имен", и культ ее мужа, Осириса. В Риме были воздвигнуты храмы таких восточных божеств, как сирийский Ваал, фракийский Дионис (бог виноделия), египетская Исида и др.

Поклонение этим божествам, как правило, сопровождалось массовыми мистическими оргиями, которые продолжались несколько дней и включали таинственные обряды и ритуалы, обещавшие бессмертие и обновление.

Мораль и нравственность в Римской империи пребывали в упадке. Римлянам по большей части были чужды понятия любви к ближнему, бескорыстия и милосердия, а утонченному римскому эгоизму не противостояли никакие возвышенные сдерживающие принципы.

Культура и религия Римской империи
Урок 2.3

ПАЛЕСТИНА - ЧАСТЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Краткая история
Палестина - это "земля обетованная", которую Бог обещал дать потомкам Авраама (Быт. 12:7); эта земля была избрана Господом как место ветхозаветного Божьего откровения для Его народа и новозаветного откровения Его Сына Иисуса Христа.

И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там жертвенник Господу, Который явился ему

Являясь своеобразным мостом между древними очагами цивилизации Месопотамией и долиной Нила, Палестина практически всегда зависела от своих могущественных соседей, и ее история в значительной мере определялась борьбой между этими цивилизациями.

Во времена римского владычества Палестиной называлась территория, включающая в себя современный Израиль и часть Иордании, Ливана и Сирии. Эта римская провинция состояла из трех частей: Иудеи, Самарии и Галилеи.

История Палестины
Урок 2.4

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПАЛЕСТИНЫ

Иудея
Иудея - это южная часть некогда великого Иудейского царства, которое распалось на две части во времена правления Ровоама, сына Соломона. Ее территория была ограничена с севера Самарийской возвышенностью, с запада - Средиземным морем, с юга - пустыней Эль-Тих (древний - Мидбар-Фаран), с востока - Мертвым морем и отчасти рекой Иордан. Главным городом Иудеи был Иерусалим, который являлся религиозным центром евреев всего мира, потому что там находился храм Соломона, место поклонения единому Богу.

Служение Иисуса Христа тесно связано с Иудеей. Многие города Иудеи были свидетелями слов и дел Иисуса Христа. Служение Иисуса в этой части Палестины в основном происходило в Иерусалиме и его окрестностях. В жизнеописаниях Христа мы встречаем название следующих городов:
  • Вифания, где Иисус иногда останавливался, пользуясь гостеприимством Марии и Марфы. Там же Он воскресил их брата Лазаря. Город находился на расстоянии полутора километров от Иерусалима на восточном склоне Елеонской горы.
  • Ефраим, куда Он удалился, когда озлобление против Него усилилось (Ин. 11:54).
  • Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

  • Еммаус, по дороге в который Он встретился с двумя учениками после Своего воскресения, находился приблизительно в 12 километрах северо-западнее Иерусалима, на пути в Иоппию (Лк. 24:13).
  • В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус.

  • Иерусалим. Евангелисты точно указывают, в каких частях города происходили те или иные события, связанные с Иисусом: храм, купальни Силоам и Вифезда (Ин. 5:2), поток Кедрон (Ин. 18:1), сад Гефсиманский у подножия Елеонской горы (Лк. 22:39), Голгофа - "лобное место" (Лк. 23:33) и многие другие.
  • Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

    Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

    И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

    И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

Самария
Самария - северная часть бывшего Иудейского царства, распавшегося во времена Ровоама, находилась между Иудеей и Галилеей. С запада ее пределы были ограничены Средиземным морем, а с востока - Иорданом.

После разделения Иудейского царства территорию будущей Самарии завоевали ассирийцы, которые переселили туда жителей Вавилона и других областей (4 Цар. 17:24). Позже ассирийский царь Салманассар отправил туда иудейского священника, чтобы он обучил переселенцев законам израильского Бога. Однако даже после принятия новой религии жители Самарии продолжали поклоняться собственным богам. Со временем они стали назначать священников из своей среды.

И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее.

Вероятно, из-за того что самаряне поклонялись идолам и среди них было много неевреев, между иудеями и самарянами возникла вражда. Самаряне построили храм на горе Гаризим, где они поклонялись Господу.

В основе конфликта между евреями и самарянами во времена Иисуса лежал спор о том, где следовало поклоняться Господу - в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин. 4:20), иначе говоря, можно ли считать Иерусалимский храм единственным святилищем Господа. Отметим, что при всех противоречиях с официальным иудаизмом самаряне нередко оказывались более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк 17:15,16; Ин. 4:40-41), чем жители других областей; именно среди самарян появились первые христиане-неевреи (Деян. 8:5-25; 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк. 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев. 19:18), т.к. не был, подобно иудейскому священнику и левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев. 21:1) и предписаниями об их исполнении.

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову.

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего.

Галилея
Считается, что Галилеей называли область вокруг одного из городов-убежищ, Кедеса (Нав. 20:7; 21:32). Во времена вавилонского плена коренные жители Галилеи смешались с переселенцами, поэтому евреи, жившие в Иудее, относились к населению Галилеи с презрением (Ин. 1:46; 7:52 ). Галилеяне говорили по-арамейски (арамейский язык - разговорный язык еврейского народа времен Иисуса Христа) с характерным акцентом (Мф. 26:73; Мк. 14:70). Галилея играет в библейской истории особую роль, потому что именно здесь Иисус совершил большую часть Своих деяний (Мф. 4:23).

И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной.

от колена Неффалимова город убежища для убийцы - Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Основные части Палестины
Урок 2.5

ГЕОГРАФИЯ ПАЛЕСТИНЫ

Территория Палестины очень мала. Ее протяженность с севера на юг составляет всего около 230 км. А с востока на запад, от Средиземного моря до реки Иордан, не превышает 90 км. На таком сравнительно небольшом пространстве и произошли почти все главные новозаветные события. В направлении с севера на юг через всю Палестину протекает река Иордан, которая берет начало у подножия горы Ермон, течет через озеро Мером, Галилейское озеро и впадает в Мертвое море. На севере от побережья Средиземного моря до Галилейского озера всего 45 километров; а на юге оно отстоит от Мертвого моря приблизительно на 87 километров.

Традиционно Палестину разделяют на четыре географических района:

Прибрежная равнина тянется вдоль всего Средиземноморского побережья, на юге она шире, чем на севере. Засушливая южная часть прибрежной полосы к северу переходит в болотистую низину. В северной части ее пересекает горный хребет Кармил, за которым равнина сильно сужается. На побережье имеются удобные гавани, некоторые из них использовали купцы, торговавшие в восточном Средиземноморье. Вдоль побережья с незапамятных времен пролегала дорога, которая связывала Египет с царствами, расположенными на севере и востоке. Климат прибрежной равнины умеренный и мягкий, а почва плодородная, поэтому там всегда процветало земледелие.

Иорданская возвышенность - это холмистая долина, на которой плодородные западные склоны холмов переходят в скалистые отроги горного хребта. Большая часть возвышенности камениста и бесплодна, но в долинах между гор местные жители успешно занимались земледелием и животноводством. Здесь израильтяне жили со времен Иисуса Навина. Расположенные на этой возвышенности Иерусалим и Самария являлись важными центрами Палестины. На севере Иорданской возвышенности находилась Галилея, через которую проходили все торговые пути, ведущие на восток. Благодаря высоте климат возвышенности отличался умеренностью.

Иорданская долина - один из самых необычных геологических районов мира. Она является частью огромного разлома земной коры, который через Красное море простирается в Африку. В связи с этим значительная часть Иорданской долины лежит ниже уровня моря. Долина берет свое начало от подошвы Ермона и тянется до самого Мертвого моря, то сужаясь, то расширяясь, особенно на юге, доходя до 20 км в ширину. Иорданская долина, в южной ее части, является самым низменным местом на нашей планете (392 метра ниже уровня моря). Там, где долина достаточно широка, издавна селились люди и занимались земледелием.

Знаменитое озеро Галилеи известно под тремя названиями: Галилейское море, Тивериадское море и Геннисаретское озеро. Озеро имеет длину 21 километр, а в широких местах достигает 12 километров. Оно лежит во впадине в земной коре на 208 метров ниже уровня моря. Во времена Иисуса на его берегах располагались девять городов с населением не менее 15 тысяч жителей каждый.

Плоскогорье. Восточное плато от Иорданской долины простирается до самой Аравийской пустыни и представляет собой бесплодную, каменистую пустыню. На южной границе с Иорданом возвышаются горы Галаада и Моава. Самые высокие точки этой возвышенности находятся в Эдоме, где они достигают высоты 1700 метров. Эта территория была малонаселенна, жили там преимущественно сирийцы и арабы. По характеру климата плоскогорье можно отнести к пустыне.

География Палестины
Урок 2.6

ПРАВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ ИРОДОВ

Иудея являлась вассалом Рима, однако имела автономию во внутреннем управлении. Она служила стратегически важным форпостом империи для защиты римских владений в Сирии и Египте, поэтому Риму было выгодно, чтобы в Иудее правил назначенный им царь. В 47 г. до Р.Х. Юлий Цезарь назначает правителем Иудеи Антипатра, от которого и берет свое начало династия Иродов.


- Филипп;
- Ирод Антипа;
- Архелай.
После смерти Ирода Великого его царство было разделено между тремя его сыновьями. Филипп управлял северо-восточными областями: Итуреей и Трахонитидой. Ирод Антипа - Галилеей и Переей. Архелай был правителем Иудеи, Самарии и Идумеи, но только до 6 года по Р.Х. Позднее этими областями управляли римские прокураторы, назначаемые кесарем.

Первый упомянутый в Новом Завете представитель этой династии - Ирод Великий. Он был сыном Антипатра и сначала стал наместником Галилеи, а потом, в 37 г. до Р.Х., был назначен прокуратором Иудеи. Тогда же он получил от римлян титул "царь иудейский". Ирод Великий поддерживал культ императора и приказал воздвигнуть храм, посвященный Октавиану Августу. Будучи поклонником римской культуры, он строил в римском стиле водопроводы, дороги, бани, дворцы, школы и театры. Ирод Великий поддерживал в Иудее сельское хозяйство и торговлю, восстановил разрушенные города и построил порт в Кесарии. За его 33-летнее правление Иудейское царство приобрело приблизительно те же границы, как во времена царя Давида. Ирод привел страну к экономическому и культурному процветанию, но, несмотря на это, эллинистическая политика царя не пользовалась популярностью у евреев.

Свою власть Ирод укреплял с помощью насилия. Он подавлял любое неповиновение, беспощадно истреблял потенциальных претендентов на трон, в том числе и детей от своих многочисленных браков. Поэтому нам понятна его реакция на весть о рождении Царя в Вифлееме. Именно Ирод Великий отдал приказ убить всех младенцев в этом городе и его окрестностях (Мф. 2:16).

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

После смерти Ирода в соответствии с его завещанием, которое одобрил император Август, царство разделили сыновья Ирода Великого - Архелай (Мф. 2:22), Ирод Антипа (Лк. 3:1) и их сводный брат Филипп (сын Ирода Великого и Мариамны). Они были непосредственными участниками новозаветных событий. И каждый из них сыграл определенную роль в великом Божьем плане. Евангелисты упоминают и о других членах большой семьи Иродов: Ирод Агриппа I - внук Ирода Великого (Деян. 12:1-18); Ирод Агриппа II - сын Ирода Агриппы I (Деян. 25:13-26:32); Иродиада - внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I (Мк. 6:17-28).

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее.

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, -
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
20 Затрудняясь в решении этого вопроса, я сказал: хочет ли он идти в Иерусалим и там быть судимым в этом?
21 Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю.
22 Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его.
23 На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.
24 И сказал Фест: царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить.
25 Но я нашел, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему.
26 Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать.
27 Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него.

1 Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту:
2 царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,
3 тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.
4 Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
6 И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам,
7 которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи.
8 Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?
9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
10 Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
11 и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
12 Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
13 среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.
14 Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.
15 Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: `Я Иисус, Которого ты гонишь.
16 Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,
17 избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными'.
19 Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению,
20 но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.
21 За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать.
22 Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет,
23 то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
24 Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия.
25 Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.
26 Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило.
27 Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь.
28 Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.
29 Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.
30 Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали;
31 и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает.
32 И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

Жизнь потомков Ирода Великого была исполнена изменами и развратом, о чем свидетельствуют их многочисленные браки. Практически все представители этой династии в той или иной степени выступали против Христа и Его последователей. Единственный, кого можно выделить из этой династии, - Филипп (сын Ирода Великого и Клеопатры). Он был лучшим правителем из своего рода, а его правление оказалось продолжительным и мирным (с 4 по 34 гг. по Р.Х.). О нем упоминается в Лк. 3:1.

Правление династии Иродов
Урок 2.7

ИУДАИЗМ

Среди религий Римской империи в I столетии по Р.Х. иудаизм занимал исключительное место. Он был национальной религией еврейского народа, хотя его исповедовали представители и других народов. Иудаизм являлся строго монотеистической религией, его приверженцам запрещалось не только поклоняться, но даже и в мыслях допускать возможность существования других богов или бога. Этика иудаизма являлась неотъемлемой частью его учения, и все его приверженцы должны были строго следовать ей. В отличие от большинства религий того времени, основанных на мистической интуиции, иудаизм базировался на Божьем откровении, возвещенном через пророков и записанном в Священном Писании.

Знание иудаизма, хотя бы элементарное, необходимо для всякого, кто изучает Новый Завет, потому что истоки христианства лежат в иудаизме. Книги Нового Завета, кроме Евангелия от Луки и Деяний Апостолов, были написаны евреями. Учение Нового Завета о Боге, человеке, грехе, спасении, законе, благодати, молитве и других основах христианской жизни уходит корнями в Ветхий Завет.

Христианство вначале было известно как "назорейская секта" (Деян. 24:5,14), его считали незначительным течением иудаизма. Сам Иисус был иудеем, родившимся в еврейской семье (Мф. 1:16) и обрезанным, как все еврейские мальчики (Лк. 2:21). Ребенком Он ходил в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2:41-42). Главное отличие христианства от иудаизма состоит в том, что иудеи отвергли Иисуса как Бога и Спасителя, о чем говорит апостол Иоанн: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1:11).

5 Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси.
14 Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках.

Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

В иудаизме существовали отдельные течения. Основные из них мы рассмотрим в следующем разделе.

Иудаизм
Урок 2.8

ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ

Фарисеи

Самой крупной и наиболее влиятельной религиозно-политической партией в новозаветное время были фарисеи. Это название связано с глаголом "парас", т.е. "отделяться". Фарисеи как самостоятельное течение прочно утвердились в 135 году до Р.Х.

Учение фарисеев основывалось на всем каноне Ветхого Завета, который включал закон Моисея, или Тору, Пророков и Писания.

Первая из двух частей Библии, включающая в себя 39 книг, написанных в разное время в промежутке от 15 в. до 4 в. до Р.Х. многими пророками и людьми Божиими, водимыми Духом Святым. Все авторы книг Ветхого Завета – представители еврейского народа, дети Израиля, от пастуха до члена царской семьи. Свое название Ветхий (или Старый) Завет получил в 4 в. по Р.Х. в период формирования канона всей Библии (раньше он назывался «первый» – Евр. 9:1,15,18) в противоположность Новому Завету, который сделал его таковым (Евр. 7:18-19,22; 8:6-13; 10:9).
Тору, или Закон составляли первые пять книг Ветхого Завета – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Пророки – раздел, который содержал не только пророческие писания Иезекииля, Иеремии, Исайи и других пророков, но и исторические книги - Иисуса Навина, 1, 2, 3, 4 Царств.
Писания включали книги Притчей, Екклесиаста, Иова, Ездры, Неемии, 1, 2 Паралипоменон и Даниила.
Ко времени Иисуса Христа древнееврейское Священное Писание уже включало в себя все тридцать девять книг, известных нам сегодня как Ветхий Завет.

Фарисеи придавали большое значение устному закону, или преданиям, которых они придерживались с особой тщательностью. Они верили в существование ангелов и духов, в бессмертие души и воскресение тела. Фарисеи ревностно исполняли обряды, молитвы и посты, тщательно отчисляли десятину со своих доходов и имущества (Мф. 23:23, Лк. 11:42). Они строго соблюдали субботу, не позволяя в этот день даже исцелять больных или срывать колосья у дороги, чтобы утолить голод (Мф. 12:1-2).

Или десятая часть. По предписаниям закона (Лев. 27:30 и дал. Чис. 18:21 и дал.) каждый израильтянин должен был давать от своих полей, деревьев и стад десятую часть Богу как Владыке всего и как Царю народа; доход от этого шел на содержание левитов. Десятину можно было также вносить деньгами с прибавлением пятой части вносимой суммы (Лев. 27:31). Левиты же из того, что они получали, должны были давать десятину священникам (Чис. 18:26 и дал.). Затем была установлена другая десятина, которую ежегодно приносили в дом Господень и там съедали вместе со своей семьей и левитами. В случае большого расстояния и эту десятину позволялось заменять деньгами и на месте покупать соответствующее количество пищи (Втор. 14:22 и дал.). Через два года на третий эту десятину не нужно было приносить в дом Господень, но требовалось употребить ее на трапезу для левитов, пришельцев, сирот и вдов в своем жилище. Закон также повелевал, чтобы израильтянин перед лицом Господа подтвердил, что он добросовестно отделил десятую часть и отдал ее (Втор. 26:12 и дал.).
Для хранения начатков, десятин и других пожертвований царь Езекия повелел устроить особые кладовые при храме, надзор за которыми поручил левитам (2 Пар. 31:11 и дал.). Израильтяне нуждались в напоминании через пророков о своей обязанности приносить десятины в хранилища дома Господа (Мал. 3:10). С другой стороны, фарисеи давали десятины с самого незначительного, не радея в то же время о главном (Мф.23:23).

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Многие фарисеи были заняты строгим следованием даже самым незначительным требованиям закона, но не многие заботились о своей внутренней чистоте. Иисус Христос назвал их "окрашенными гробами". Однако не все они были такими, примером тому является Никодим, который серьезно отнесся к словам Христа во время их беседы и который разделил с Иосифом Аримафейским ответственность за погребение тела Иисуса. Савл из Тарса, впоследствии ставший всемирно известным апостолом Павлом, говорил о себе, что он фарисей и сын фарисея (Деян. 23:6) и по правде законной - непорочный (Флп. 3:6).

Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.

Благодаря своему аскетизму, патриотизму, ревностному, пусть и внешнему, соблюдению требований закона фарисеи пользовались уважением народа. Однако крайний догматизм сделал фарисеев самыми злобными противниками Христа.

Саддукеи

Саддукеи - религиозно-политическая партия, объединившая священническую аристократию, имела сторонников среди представителей высших слоев общества и выражала их интересы.

Согласно преданию, саддукеи получили свое название от имени жившего в дни Давида и Соломона первосвященника Саддука. Менее многочисленные, чем фарисеи, они, обладая политической силой и властью, оказывали большое влияние на все стороны жизни евреев.

Саддукеи строго придерживались буквального толкования Торы (первых пяти книг Библии, написанных Моисеем), считали ее более важной, чем Пророки и Писания. Из этого следовало их пренебрежение устными преданиями, которым придавали большое значение фарисеи. Будучи противниками всего сверхъестественного, саддукеи отрицали существование ангелов и духов (Деян. 23:8), не верили в бессмертие души и воскресение из мертвых.

Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

Течения в иудаизме
Урок 2.9

ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ

(продолжение) Книжники

Книжники - особая прослойка среди иудеев. Их основной задачей было сохранение и изучение Священных Писаний. Они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистического язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистических правил, ставших для народа тяжелейшей обузой. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф. 7:1; 23:23).

Не судите, да не судимы будете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Эллинисты

Множество евреев к началу первого века настолько впитали греко-римскую культуру, что практически утратили свои традиции, оставаясь иудеями только в вопросах веры. Они говорили по-гречески, приняли чужие обычаи и даже внешне иногда не походили на евреев.
Евреи-ортодоксы и эллинисты упоминаются в книге Деяний Апостолов в 6-й главе, когда конфликт между ними стал угрожать единству Церкви. Эллинисты придерживались более либеральных, чем ортодоксы, взглядов и шире толковали значение ветхозаветных Писаний. Стефан, вероятно, был одним из них.

Ортодоксальный [греч. orthodoxos правоверный]. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения, взглядов.

Заключение

Завершая этот урок, мы можем смело сказать, что мир нуждался в приходе Христа. Апостол Павел писал: "...Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего..." (Гал. 4:4). Античный мир был объединен под римским владычеством и имел один разговорный язык. Благодаря этим двум факторам, Благая Весть могла прозвучать более эффективно и без особых препятствий достичь самых дальних уголков древнего мира. Пришло время родиться Спасителю мира и совершить великое дело искупления.

Книжники, Эллинисты
Навигация по сайту