Урок 4.1

НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ



Общественное служение Иисуса длилось около трех с половиной лет. Первый год этого служения можно назвать периодом неизвестности, потому что только в конце этого периода Иисус стал известен в народе. Следующий период длился 1 год и 2 месяца, Иисус провел это время в Галилее. Там Он совершил Свой наиболее обширный труд и достиг наибольшей популярности. К концу этого периода Его популярность пошла на убыль, а число врагов умножилось, и сопротивление их стало более ожесточенным. В течение третьего года, периода оппозиции, Иисус, зная о приближении Голгофы, завершил подготовку Своих учеников, которые в будущем стали Его верными последователями и несли Евангелие людям в течение последующих десятилетий.

Изучение начальных событий первого периода общественного служения Иисуса поможет нам понять все Его служение в целом. Приведенная ниже таблица показывает, в каких уроках будут изучаться этапы общественного служения Иисуса.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
ПЕРВЫЙ ГОД
ВТОРОЙ ГОД
ТРЕТИЙ ГОД
Неизвестность
Популярность
Оппозиция
4 месяца
8 месяцев
14 месяцев
6 месяцев
6 месяцев
НАЧАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
РАННЕЕ СЛУЖЕНИЕ

ШИРОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

ОСОБОЕ
СЛУЖЕНИЕ
ЗАВЕРШАЮЩЕЕ СЛУЖЕНИЕ
НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО
СЛУЖЕНИЯ
РАННИЙ
ИУДЕЙСКИЙ
ПЕРИОД 
РАННИЙ ГАЛИЛЕЙСКИЙ
ПЕРИОД
СРЕДНИЙ
ГАЛИЛЕЙСКИЙ
ПЕРИОД
ПОЗДНИЙ ГАЛИЛЕЙСКИЙ 
ПЕРИОД
ПОЗДНИЙ ИУДЕЙСКИЙ 
ПЕРИОД
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Примечания к таблице

  • Четырнадцатимесячный период широкого служения только условно может быть назван "второй год".
  • Сравните эту таблицу с более подробной таблицей "Земное служение Христа" .
В этом уроке подробно рассмотрены четыре события начального периода служения Иисуса: первое представление, первое искушение, первые последователи, первое чудо.

Началу общественного труда предшествовали два важнейших события: крещение Иисуса Иоанном Крестителем и искушение Иисуса сатаной в пустыне.

В первые дни и недели служения Иисуса Его труд был направлен на то, чтобы представить Себя миру.

Начало общественного служения
Урок 4.2

ГОЛОС ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

(Мф. 3:1-12; Лк. 3:1-20; Мк. 1:1-8; Ин. 1:1-28)

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, -
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Евангелисты ничего не пишут о детстве и юности Иоанна Крестителя. Известно только, что он жил в пустыне и в определенный момент Бог призвал его на служение (Лк. 3:2). Его задача заключалась в том, чтобы призвать людей готовиться к пришествию Мессии. Он побуждал народ каяться в своих грехах, а также принимать крещение в знак того, что они действительно покаялись. Этим крещением Иоанн показывал, что евреи, как и язычники, нуждались в покаянии. Народ внимал его проповеди, шел к нему и, совершив покаяние, принимал крещение (Мк. 1:1-8). Тех, кто относился к крещению как к формальному обряду или совершал его не искренне, Иоанн сурово обличал и призывал к искреннему покаянию.

При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

Первые крещения Иоанн Креститель совершал в нижнем Иордане (Ин. 1:28; 3:23). Туда и пришел Иисус Христос принять крещение от Иоанна.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились.

Крещение, погружение в воду, не было чем-то новым для израильского народа. Омовение, которое регулярно совершали священники и простые евреи, всегда служило символом очищения от грехов (4 Цар. 5:10; Пс. 50:4; Ис. 1:16). В отличие от известного обряда крещение, предлагаемое Иоанном, разрешалось принимать только один раз. В некоторых местах евреи крестили прозелитов .

И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

Прозелиты - язычники, которые после обрезания и специального омовения (крещения) принимались в общину Израиля.

Народ так высоко ценил Иоанна, что готов был признать его Мессией. На вопрос: "Кто ты?" - Иоанн отвечал: "Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, как сказал пророк Исаия". Центром проповеди Иоанна был Христос: "...Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его..." (Мф. 3:11). Главное, к чему призывал Иоанн, чтобы люди приготовили свои сердца к принятию Мессии.

Голос Иоанна Крестителя
Урок 4.3

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА

(Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23)

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
23 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати...

Множество народа собиралось вокруг Иоанна Крестителя, чтобы слушать его проповеди и креститься от него (Мф. 3:5-7; Мк. 1:5-7). Наступил момент, когда и Иисус пришел к Иоанну, чтобы "...креститься от него" (Мф. 3:13).

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

Знал ли Иоанн Креститель Иисуса Христа лично до того, как крестил Его? Многие отвечают отрицательно на том основании, что они жили в противоположных концах страны и, кроме того, Иоанн Креститель многие годы провел в пустыне. Но даже если они и не встречались, то все же должны были знать друг о друге. Иисус и Иоанн были родственниками, и их родители вряд ли скрывали от них чудесные обстоятельства, сопровождавшие их рождение.

Иоанн не решался крестить Иисуса, так как сознавал, что Иисусу не в чем каяться. Он воскликнул: "...мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3:14). На что Иисус ответил ему: "...оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). Фраза, сказанная Христом, несколько загадочна, но ясно одно, Иисус знал, что так будет правильно. Только исполнив все до мельчайших подробностей, Иисус мог соединиться с новым Божиим народом, который готов был принять Его как Мессию.

Иоанн Креститель нуждался в ясном указании от Бога, например в необычном знамении. Во время крещения Иисуса Бог указал на Него Иоанну как на Своего "Сына Возлюбленного" (Мф. 3:16-17; Ин. 1:32-34). Представляя Иисуса множеству людей, Иоанн Креститель засвидетельствовал о полученном откровении. Он узнал Спасителя по небесному знамению, целью которого было указать на Иисуса как на истинного Мессию, обещанного Израилю, а также как на Того, Кто обладает необыкновенной властью, крестить Духом Святым (Ин. 1:33).

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

Крещение Иисуса
Урок 4.4

ИИСУС ПЕРЕД НАРОДОМ

(Ин. 1:29-31)

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

Теперь Иоанн Креститель был убежден, что Иисус является Мессией. Он засвидетельствовал об Иисусе как о предназначенной Жертве за грехи всех людей: "...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29).

Много столетий назад Бог повелел Своему избранному народу приносить в жертву ягненка для искупления грехов. Это жертвоприношение было только прообразом того, что Бог должен был совершить однажды. Иисус Христос стал тем Агнцем, Который действительно искупил грех всего мира. Ему предстояло умереть за грехи других, хотя Сам Он не совершил ни одного греха. Многие евреи не поняли этого, так как у них были совершенно другие представления о Мессии. Они рассчитывали, что Мессия будет провозглашен царем, победителем и освободителем, поэтому они отказывались принять Иисуса как Агнца Божьего.

Иисус был единственно возможной искупительной жертвой (Евр. 9:22-28), так как:

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

  • являясь истинным Человеком, только Он мог занять место на кресте;
  • являясь истинным Богом, только Он мог быть совершенной жертвой без порока;
  • Своим воскресением из мертвых Он победил смерть.
Иисус перед народом
Урок 4.5

ИСКУШЕНИЕ В ПУСТЫНЕ

(Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13)

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Сразу же после крещения Иисус "...возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола..." (Лк. 4:1-2) . В Евангелиях записано, что сатана трижды искушал Иисуса в пустыне. Иисус, вероятно, перенес много искушений за эти сорок дней, да и на протяжении всей земной жизни сатана часто искушал Его (ср. Лк. 4:13). В Евр. 4:15 говорится, что Иисус был "...подобно нам искушен во всем..." и это подготовило Его быть Ходатаем за людей. Он на личном опыте узнал, какие чувства испытывает человек при искушениях. Но Иисус никогда не поддавался искушениям, Он был без греха. Переносить искушения - это не грех. Грех поддаться искушению, уступить врагу душ человеческих.

И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

Прочитайте более подробный рассказ об искушениях в пустыне у Матфея и Луки. Искушения, которыми сатана испытывает верующего, обычно связаны с наиболее острыми нуждами или сильными переживаниями верующего в этот момент. Он также затрагивает самые слабые стороны человеческой природы, а именно: угождение плоти, гордость и властолюбие. Подумайте об уместности первого искушения. И Матфей и Лука свидетельствуют, что Иисус был очень голоден в конце сорокадневного поста (Мф. 4:2; Лк. 4:2), так что искуситель проявил все свое коварство, предлагая страждущему от голода Христу: "...если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом" (Лк. 4:3).

И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

Этот совет должен был спровоцировать Иисуса. Зачем Ему страдать от голода, когда можно легко насытиться? Агарь в пустыне получила воду, израильский народ в пустыне питался манной, пророк Илия получал пищу, разве не имел Иисус права пожелать того же? Да, Он имел на это право, но не должен был слушаться искусителя. Иисус отверг предложение, процитировав Писание: "...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Втор.8:3; Мф. 4:4; Лк. 4:4).

"...Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз..." (Лк. 4:9). "Крыло храма" - это притвор Соломонов , поднимающийся высоко на стене храмовой ограды. В этом искушении дьявол старался убедить Иисуса, что он хочет помочь Ему успешно совершить Его миссию. Иисус отклонил этот совет, снова использовав Священное Писание: "...не искушай Господа Бога твоего" (Втор.6:16; Лк. 4:12).

Портик, который располагался вдоль восточной стороны двора язычников в храмовом комплексе, построенном Иродом.

"...Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Мф. 4:9). В этом предложении кроется искушение властолюбием. Иисус знал, как глубоко ожидающее Его унижение, сколько лишений и оскорблений от народа придется Ему перенести, чтобы стать Царем и Спасителем. А дьявол предлагает получить царство мира без труда, всего лишь за мгновенное преклонение перед ним. Иисус и здесь победил дьявола, в третий раз цитируя Священное Писание: "...отойди от Меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Втор.6:13; Мф. 4:10). Дьявол оставил Христа, "...и се, Ангелы приступили и служили Ему". Следует понимать, что Иисус в пустыне одержал победу не только над дьяволом, но и над противоречиями мира. Со дня грехопадения Адама возникла великая вражда между человеком и природой. Об Иисусе сказано, что Он в пустыне "был со зверями", возможно, это означает, что Он жил в гармонии с природой и дикие звери не трогали Его.

Искушение в пустыне
Урок 4.6

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

(Ин. 1:35-51)

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

У Иоанна Крестителя были ученики, которые постоянно окружали его и помогали в служении. Увидев Иисуса Христа, Иоанн Креститель сказал двум своим ученикам: "...вот Агнец Божий". Ученики заинтересовались словами учителя и подошли к Иисусу; их звали Андрей и Иоанн. После этой встречи Андрей сказал своему брату Симону: "...мы нашли Мессию, что значит: "Христос". И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: "камень" (Ин. 1:41-42).

Следуя в Галилею , Иисус встретил Филиппа и призвал его следовать за Ним. Филипп рассказал о Христе своему другу Нафанаилу (его другое имя Варфоломей), но тот не поверил ему. Только настойчивость Филиппа убедила Нафанаила, и он согласился пойти посмотреть на Иисуса. Интересно, что Иисус увидел в Нафанаиле подлинного израильтянина (Ин. 1:47), а Нафанаил - Его человеческую и Божественную природу, сказав: "...Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев" (Ин. 1:49).

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

В этом определении:
  • Равви и Царь Израилев - человеческая природа;
  • Сын Божий - Божественная природа.
Эти пять учеников стали верными последователями Иисуса, вместе с Ним их пригласили в Кану Галилейскую на брачный пир.

Первые последователи
Урок 4.7

ПЕРВОЕ ЧУДО

(Ин. 2:1-12)

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Три дня спустя, после того как Иисус призвал первых учеников, Он посетил брачный пир в Кане Галилейской. Во времена Иисуса такие празднества часто продолжались несколько дней. Читая рассказ об этом событии, обратите внимание на то, как Иисус удовлетворял различные нужды людей.

Вероятно, брак заключался кем-то из числа близких родственников Марии, матери Иисуса, поэтому она была приглашена вместе с Христом и Его учениками на свадебное торжество.

У богатых людей брачное пиршество продолжалось до семи дней, а у бедных до двух дней. Хозяин старался накормить гостей как можно лучше. Обильное угощение служило знаком радости и торжества. Вино играло важную роль на таком торжестве. У евреев вино считалось символом радости и веселья, но употребляли его умеренно.

На пире не хватило вина. Мария, узнав об этом, рассказала Иисусу о случившемся. В ответ Иисус спросил: "Что Мне и Тебе, Жено?" (Ин. 2:4). В этих словах не было ничего негативного. Иисус должен был показать Марии, очень дорогому для Него человеку, что Он уже не просто ее сын, но Христос, Сын Божий. Он дал ей понять, что следует уже не ее советам, а действует исключительно по воле Отца Небесного. Назвав Марию "Жено", Иисус высказал этим Свое уважение к ней. Невозможно было сделать это более решительно и вместе с тем нежно, как это сделал Он. Возможно, Мария поняла значение слов Иисуса и потому распорядилась, чтобы слуги делали все, что Он повелит.

Евангелист Иоанн говорит, что Иисус явил Свою славу и что Его ученики уверовали в Него (Ин. 2:11). Другие черты Личности Иисуса также проявились на брачном пире. Об этом Фредерик Фаррар пишет так: "Служение Иисуса - это служение радости и мира; Он одобряет не разрушающий аскетизм, а истинную невинность. Его одобрение - не обязательного безбрачия, но священного союза. Он, Который ради облегчения Своего страшного голода не обратил камни пустыни в хлеб, с радостью использует ради других Свою преобразующую силу; и спустя шесть или семь дней после этого искушения Он смягчает недоразумение и печаль скромного свадебного пира, обратив воду в вино".

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Великобритания, 1831 - 1903. Английский писатель-богослов, профессор в Кембридже. Доктор богословия, член королевского общества, архидиакон и каноник вестминстерского и ординарного капеллана Королевы Английской.

Из описания Иоанна мы видим в Иисусе Творца, Который способен управлять законами природы. Он знает все наши нужды и способен одним только Своим словом совершить то, о чем мы даже не помышляем. Он единственный, Кто способен подарить нам истинную радость и украсить нашу жизнь Своим присутствием. Мы должны исполнять Его повеления, потому что Он Высшее Слово.

Из Канны Иисус Христос пошел в Капернаум, город, расположенный на западном берегу Галилейского моря.

Первое чудо
Урок 4.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Прежде чем выйти на общественное служение, Иисус показал Свое полное послушание Небесному Отцу и Свое смирение. Иисус знал, что главная цель Его земного служения - это смерть во искупление грехов всего мира. Он доверился Своему Отцу и начал служение с твердым намерением в точности исполнить волю Бога, пославшего Его в этот мир.
Заключение
Навигация по сайту