Урок 8.1

ПОЗДНИЙ ГАЛИЛЕЙСКИЙ ПЕРИОД



К началу позднего галилейского периода популярность Иисуса начала ослабевать . Казалось, что люди больше не хотели слушать Его слов. Он Сам нанес сокрушительный удар по Своей популярности, отказавшись от участия в борьбе за независимость Израиля.

Иисус видел быстро сгущающиеся тучи противления и знал, что самый страшный день, день Его смерти, недалек. Он пробыл в Галилее еще шесть месяцев (поздний галилейский период, изучаемый в этом уроке), исполняя то, что называется особым служением. В течение этого времени Иисус избегал общения с толпами народа, а имел дело только с отдельными группами, такими как двенадцать учеников, книжники и фарисеи, язычники северных городов. Его основным служением было наставление Своих учеников.

Карта поможет вам лучше понять географию Его путешествий в этот период. Из Капернаума Он отправился на северо-запад (Тир и Сидон), затем на юго-восток (район Десятиградия), затем на северо-восток (Кесария Филиппова), после этого через Галилею в Иудею.

Внимательно изучите события по таблице, описывающей поздний галилейский период. События, перечисленные в III и IV разделах этой таблицы, показывают, что в этот период Иисус основное внимание уделял ученикам. Помните об этом, изучая материал урока. Обратите внимание, какое участие ученики принимали в каждом событии. (Заметьте, что Иоанн не упоминает об этом служении Иисуса.)

МЕСТО СОБЫТИЯ
I. СЕВЕРО-ЗАПАД
Капернаум
Тир и Сидон

Спор о традициях
Исцеление дочери хананеянки
II. ЮГО-ВОСТОК
Десятиградие

Много исцелений
Насыщение четырех тысяч
III. СЕВЕРО-ВОСТОК
Кесария Филиппова
близ Вифсаиды
в Вифсаиде
Район Кесарии Филипповой

Спор с фарисеями и саддукеями
Разговор с учениками
Исцеление слепого
1) великое исповедание Петра
2) пророчество Иисуса о смерти и воскресении
3) преображение Иисуса
4) исцеление бесноватого мальчика
IV.СЕВЕР
Галилея

Тайное возвращение через Галилею
Ученики получают дальнейшее наставление
Пророчество о смерти и воскресении
Подать
Самое высокое положение в Царстве Божием


Этот урок посвящен изучению трех вопросов: Иисус и оппозиция, Иисус и язычники, Иисус и двенадцать учеников. Внимательно читайте библейский текст. Обращайте внимание и на другие стороны деятельности Иисуса в этот период.

Поздний галилейский период
Урок 8.2

ИИСУС И ОППОЗИЦИЯ



Религиозные руководители евреев были основными противниками Иисуса. Именно они подстрекали людей требовать Его смерти. Среди всех противников фарисеи были самыми непримиримыми.

Они боролись с Иисусом по следующим причинам:
  • Низкое происхождение Иисуса.
  • Выбор Им учеников из простых людей.
  • Новое толкование Им обрядов и праздников, таких как пост, омовение и суббота.
  • Его притязание на мессианство.

Согласно ветхозаветным законам, для всеобщего поста выделялся только один день в году. Это был день очищения – десятый день седьмого месяца (конец сентября - начало октября). Во время вавилонского плена специальные посты соблюдались также в пятый и седьмой месяцы в знак скорби о разрушении храма и убийства правителя Иудеи Годолии. После вавилонского пленения соблюдались и два других регулярных поста - в память о начале осады Иерусалима, а в четвертом месяце - в память об окончательном взятии города. При особой необходимости как весь народ, так и отдельные люди могли объявлять дополнительные посты. Молитва и пост часто сопутствовали друг другу. Люди постились в знак искреннего покаяния. В это время они ничего не ели и не пили. Существовал обычай разрывать на себе одежду, одеваться в грубую мешковину, посыпать голову золой и пылью, не причесываться, не мыться. Но пророки и Сам Иисус утверждали, что формального соблюдения поста недостаточно. От человека требуется изменение состояния его души. Лев. 16:29; Зах.7:5;8:19; Суд.20:26; Неем.1:4; 2 Цар. 12:16,20; Ис.58:3-5; Мф.6:16-18.

Среди важных духовных истин, преподанных Иисусом людям, которые бросили Ему вызов во время позднего галилейского служения, отметим следующие:

Реальное духовное осквернение

(Мф. 15:1-20; Мк. 7:1-23)

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, -
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

После праздника Пасхи иудеи, преследовавшие Иисуса Христа, пришли в Галилею и продолжили следить за Ним, чтобы обвинить Его в нарушении закона. Они-то и увидели, что Его ученики нарушают требование обязательного омовения рук перед едой.

Речь шла о нарушении традиции, установленной не законом, а раввинами, согласно которой следовало совершать не только ритуальное омовение рук, но и "...чаш, кружек, котлов и скамей" (смотрите Мк. 7:3-4). Приняв брошенный Ему вызов, Иисус пошел в наступление и спросил книжников, почему они сами нарушают прямую заповедь Божию. Господь имел в виду нарушаемую в обществе пятую заповедь - о почитании отца и матери (Мф. 15:4; Исх. 20:12). Заповедь считалась настолько важной, что всякого, кто не почитал своих родителей, закон обрекал на смерть (Исх. 21:17; Лев. 20:9 ).

Омовения играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Израильтяне не только умывали руки перед едой, но также омывались перед посещением знатных лиц (Руф. 3:3) и перед совершением религиозных обрядов, чтобы предстать перед Богом чистыми (Быт. 35:2; Исх. 19:10). Омовение рук было также символом отречения от участия в преступлении или злом деле (Втор. 21:6; Мф. 27:24). Подавать воду для омовения рук и ног было обязанностью прислуги (4 Цар. 3:11). Омовение ног ученикам, которое совершил Господь является примером готовности любить и смиряться (Ин. 13; 1 Тим. 5:10).

Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.

Далее Иисус доказал, что на деле религиозные руководители народа эту заповедь отменили (Мф. 15:4-6), ибо, согласно утвержденной ими практике, любой человек, объявивший даром Богу то, чем он мог бы помочь родителям, имел право оставить их без какой-либо помощи. Подобную практику Иисус заклеймил как лицемерную (Мф. 15:7-8); люди, поступавшие так, стремились святостью прикрыть свою корысть. Уклоняясь от помощи родителям, они явно нарушали пятую заповедь. За много столетий до того о подобных людях хорошо сказал пророк Исаия (Ис. 29:13), подразумевавший, что они подменяют религию удобными им человеческими установлениями. Пророк говорил, что сердца таких людей далеки от Бога, Которого они чтят лишь устами, и что такое почитание тщетно.

Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.

И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих.

Затем Иисус обратил внимание народа на опасности, которые таят в себе поучения религиозных вождей. Не то, что входит в уста, т.е. пища, которая может загрязниться от недостаточно чистой посуды, оскверняет человека, говорил Он, а то, что выходит из уст его, свидетельствует о скверне. Фарисеи заблуждались, думая, что ритуальные омовения способны сделать их чистыми духовно.

Петр попросил Иисуса объяснить им сказанное, и Господь пояснил Свои слова. Все, что входит в уста человека, переваривается в желудке и извергается вон. Исходящее же из уст выявляет скрываемое в сердце, то, что делает человека нечистым. Именно в злом сердце (во внутреннем "я") нечистого человека гнездятся помыслы об убийстве, прелюбодеянии, любострастии, краже, лжесвидетельстве, хулении. Только это, а не прикосновение к пище невымытыми руками, - причина нечистоты.

Ученики Иисуса предостерегли Его, что фарисеи соблазнились (т.е. были оскорблены) этими словами, поняв, что они сказаны в их адрес. На это Иисус ответил, что, не будучи "насаждением" Отца Его Небесного, фарисеи подлежат искоренению (осуждению). Он посоветовал ученикам оставить их в покое, поскольку эти люди сами избрали свой путь и не хотят видеть его ложность. Развивая Свою мысль, Иисус продолжал: "...они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15:14).

Иисус и оппозиция
Урок 8.3

СИЛА ЗНАМЕНИЯ

(Мф. 15:39-16:4; Мк. 8:10-12)

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

Люди, жившие во времена Иисуса, искали Бога в необычном. Они верили, что после прихода Мессии будут происходить чудеса. И в наши дни появляющиеся довольно часто лжемессии привлекают к себе людей, обещая им удивительные вещи. Во времена Иисуса они обещали, например, рассечь воды Иордана, сделав посредине дорогу, или же одним словом разрушить стены города. Подобного знамения требовали от Иисуса фарисеи. Они хотели, чтобы воссияло на небе что-то необычное, противоречащее всем законам природы и поражающее воображение.

Иисус считал, что это требование продиктовано не желанием видеть в действии руку Божью, а неспособностью людей вообще видеть Его руку в обыденной жизни. Для Иисуса же весь мир был полон знамений: зерно в поле, закваска в хлебе, алые цветы на склоне холма - все говорило Ему об Отце. Он не считал, что Бог должен еще как-то вмешиваться в жизнь человечества. Он знал, что каждый имеющий глаза видит присутствие Бога в мире. Для человека, у которого есть сердце, способное чувствовать, и глаза, способные видеть ежедневное чудо смены дня и ночи, великолепие окружающего мира, - достаточно яркие знамения от Бога.

Иисус и язычники

(Мф. 15:21-28; Мк. 7:24-30)

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

В этой истории мы видим отношение Иисуса к язычникам. Ответ Иисуса на просьбу хананеянки может показаться грубым, но это не так. Здесь важен конечный результат. Христос отметил силу ее веры, которая подверглась испытаниям. Ученики Христа могли убедиться, что всякий верующий может обрести благодать от Господа, вне зависимости от того, иудей он или язычник. После того как Израиль окончательно отверг Благую Весть, слово Божие было обращено к язычникам (Рим. 11:11 и 17-18).

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

Сила знамения
Урок 8.4

ВЕЛИКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ПЕТРА

(Мф. 16:13-20; Мк. 8:27-30; Лк. 9:18-21)

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

Ваше внимание при изучении этого урока должно сконцентрироваться на служении Иисуса двенадцати ученикам. Оно стало Его основной заботой в эти месяцы. Далее будут рассмотрены четыре ключевых момента этого служения.

Приход Христа в Кесарию стал поворотным моментом в Его общественном служении. Из пройденного материала видно, что основной целью всего, что Иисус говорил и делал, было разъяснение Кто Он. Раньше Он основное внимание уделял народу, теперь - ученикам.

Прочитайте Мк. 8:27-30. Иисус вновь затронул этот вопрос, спросив учеников: "...за кого почитают Меня люди?" Одни отвечали: "...за Иоанна Крестителя, другие же - за Илию, а иные - за одного из пророков". Эти ответы свидетельствовали о том, что Личность Иисуса осталась непонятой народом. Люди не считали Его Мессией.

Перед пришествием Мессии иудеи ожидали появления на земле не только Еноха и Илии, но также Моисея и Иеремии. Моисей, по их верованию, взят был на небо подобно Илии. У них существовало также предание, что Иеремия при взятии Иерусалима халдеями скрыл ковчег завета, который опять должен открыться перед пришествием Мессии.

Затем Иисус адресовал тот же вопрос двенадцати апостолам: "...а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты - Христос". В ответе апостола Петра ясно видна его вера и вера остальных учеников в то, что их Учитель Иисус - Мессия, Царь Израилев, Спаситель Израиля и всего человечества. Здесь Иисус Христос первый раз принял звание Мессии. Иисус одобрил исповедание Петра и указал на его великое предназначение.

Великое исповедание Петра
Урок 8.5

ИИСУС И ДВЕНАДЦАТЬ УЧЕНИКОВ



Пророчество Иисуса о смерти и воскресении

(Мф. 16:21-28; Мк. 8:31-9:1; Лк. 9:22-27)

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

С этого времени Иисус начал ясно и доходчиво говорить Своим ученикам, что умрет и воскреснет. Ранее Он намекал на близость Своей смерти, но не предсказывал ее ясно. Слова Иисуса о скорой смерти не были поняты учениками, потому что желание занять первое место в Его Царстве сделало их неспособными постичь эту истину, а спросить они боялись. Иисус постепенно начал раскрывать ученикам цель Своей миссии. Представьте чувства, возникшие в сердцах учеников, когда им стала открываться истина. Обратите внимание, что Иисус, заканчивая разговор, отождествил Себя с будущей славой и Царством.

Преображение Иисуса

(Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36)

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил.
34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

После того как Петр в Кесарии Филипповой провозгласил Иисуса Мессией, т.е. Христом, Спаситель предсказал Своим ученикам, что в их среде есть те, которые "...не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф. 16:28).

По прошествии шести дней Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору и преобразился . Ученики увидели Христа таким, каким увидят Его все люди, когда Он возвратится на землю в силе и славе, чтобы установить на ней Свое Царство. Это событие можно считать прообразом будущего Царствия на земле.

Местом преображения, возможно, был один из холмов Ермона , находившийся неподалеку от Кесарии. Есть и другое предположение, что преображение произошло на горе Фавор в Галилее.

Самое высокое положение в Царстве Божием

(Мф. 18:1-35; Мк. 9:33-50; Лк. 9:46-50)

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Иисус ясно открыл ученикам, что Он есть Мессия, Который введет их в Царство Божье. Возможно, после этого ученики и стали задумываться над тем, насколько высокое положение займут они в Царстве. Иисус, отвечая на их помышления, сказал необычные слова: кто меньше всех, тот станет больше всех. Этим принципом Он руководствовался в Своем служении, когда пошел на крестную смерть за всех людей.

В ходе этой беседы Иоанн признался Иисусу, что они запретили неизвестному им человеку, который именем Иисуса изгонял демонов, делать это, поскольку он не ходил с ними. Иоанн, по-видимому, считал, что "величие" апостолов может пострадать, если кто-то не из их числа станет, подобно им, изгонять демонов. Иисус ответил на это следующим образом: "...не запрещайте... ибо, кто не против вас, тот за вас". Очевидно, Он подразумевал, что апостолам не следует считать себя единственными представителями Бога на земле. Напротив, они должны радоваться тому, что и в других людях проявляется сила Божья.

Иисус и двенадцать учеников
Урок 8.6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Когда Иисус совершал переход со Своими двенадцатью учениками вокруг Кесарии Филипповой в Капернаум, ученики восхищались Его чудесами. Иисус хотел объяснить им, что Его служение по сотворению чудес подошло к концу: "...вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие" (Лк. 9:44). Ученики не поняли, что Иисус подразумевал под этим, но боялись переспросить Его.

Мы видим решимость Иисуса и неуверенность учеников, когда они готовились отправиться из Галилеи в Иудею. Через шесть месяцев Иисус умрет на кресте за грехи всего мира, в то время когда Его ближайшие ученики будут стоять в толпе, наблюдавшей за этим событием.

Заключение
Навигация по сайту