Урок 3.1

ПРИХОД СПАСИТЕЛЯ В МИР

С этого урока мы начинаем подробное изучение различных периодов жизни Иисуса. Напомним, что первый период мы назвали "Подготовкой". В этом уроке мы будем рассматривать два важных аспекта этого большого периода:
  • Бог готовил Свой народ к приходу Мессии.
  • Иисус готовился к Своему служению.
Итак, с благоговением и глубоким чувством восхищения давайте приступим к изучению великого предмета - жизни Иисуса Христа.

ПОДГОТОВКА К ПРИХОДУ МЕССИИ

Пророчества
Бог в течение многих столетий готовил Свой народ к приходу Мессии. История евреев, их религиозные обряды, полученные ими многочисленные пророчества говорили о том, каков будет Мессия и для чего Он придет. Среди ветхозаветных пророчеств об обещанном Мессии четыре следует считать особо важными:

  • Он должен иметь человеческую природу (Ис. 9:6).
  • Он должен быть из колена Иудина (Быт. 49:10).
  • Он должен быть потомком царственного рода Давида (Ис. 9:7; Ис. 11:1; Иессей был отцом Давида).
  • Он должен быть "Богом крепким" (Ис. 9:6).

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его.

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Множество пророчеств предвещало приход Христа. Большинство из них исполнились, но многим еще предстоит осуществиться согласно Божьему плану.

Подготовка к приходу Мессии
Урок 3.2

РОДОСЛОВИЕ ХРИСТА

(Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38)

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

23 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,
28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,
35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Родословие Христа, которое описывается в Новом Завете дважды, свидетельствует об удивительно точном исполнении многих пророчеств. Внимательно исследовав генеалогическое древо Христа, мы приходим к выводу, что на протяжении столетий Бог осуществлял Свой великий план. Множество людей были предназначены для того, чтобы оказаться в числе тех, через кого предстояло родиться Спасителю мира.

Родословие Иисуса свидетельствует об исполнении как минимум четырех важных пророчеств, перечисленных выше.

- Сын Человеческий
Иисус прямо олицетворяется с родом человеческим. Лука подчеркивает Его человеческую природу, прослеживая происхождение Иисуса от первого человека - Адама.

- Мессия
Четыре раза в первых восемнадцати стихах Евангелия от Матфея Иисус назван Христом, что является греческим переводом еврейского слова "Мессия", т.е. помазанник. Перечисление предков Иисуса в Евангелии от Матфея начинается с Авраама, который был тем, через кого Бог впервые заключил завет с Израилем, обещая ему вечное благословение (ср. Быт. 12:2-3; 17:3-8). Иисус - Искупитель мира и Избавитель Израиля.

Еврейское слово машиах переводиться как "помазанник". При совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и пророки помазывались священным елеем. Помазание символизирует дарование Святого Духа, изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение. Бог помазал Иисуса Святым Духом перед началом служения. Он является одновременно царем, священником и пророком.

Бытие 12:2-3
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Бытие 17:3-8
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

- Царь
Матфей называет Иисуса "Сыном Давидовым" (1:1). Он повторяет слова "Давид царь" в 6 стихе дважды. Царский род Давида, продолженный через Соломона, его наследника, описан у Матфея. В родословии, данном Лукой, также упомянуто имя Давида.

- Сын Божий
Подтверждая исполнение пророчества Исаии (Исаия 9:6), евангелист Матфей обращает внимание читателей на то, что Иисус "...есть от Духа Святого" (Мф. 1:20) и что "...Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21). Подчеркивая Божественную сущность Христа, Матфей напоминает пророчество, где раскрывается истинный смысл Его имени: "С нами Бог" (Мф. 1:23).

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Следующая схема наглядно изображает родословную Иисуса. В Евангелии от Луки указаны имена предков Матери Иисуса, Марии, а в Евангелии от Матфея перечислены имена предков Иосифа, мужа Марии.

Запись Матфея описывает происхождение Иисуса по линии мужа Марии, Иосифа, который был официальным, а не фактическим Его отцом.

Что касается схемы, то запомните следующее:

  • Матфей прослеживает происхождение Иисуса от Авраама, в то время как Лука прослеживает его от Адама. Это связано с тем, что Евангелие от Матфея было адресовано иудеям, а Евангелие от Луки - язычникам.
  • Пророк Нафан и царь Соломон были предками, соответственно, Илии (отца Марии) и Иакова (отца Иосифа). Согласно 3 Цар. 1:34-40, именно Соломон наследовал царство после Давида как царь Израиля.
  • Слово, переводимое как "родил", которое мы находим в Евангелии от Матфея, обычно используется в еврейском родословии для указания отца мальчика. Но иногда оно относится к более дальнему предку, например деду. В Мф. 1:8 говорится: "...Иорам родил Озию", но в 1 Пар. 3:11-12 указывается, что между Иорамом и Озией было еще три поколения. Такие пропуски родословия в Библии не являются ошибками. Они были допустимы при составлении подобных записей.

34 И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
35 Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды.
36 И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, - да скажет так Господь Бог господина моего царя!
37 Как был Господь Бог с господином моим царем, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида!
38 И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
40 И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.

11 Его сын Иорам, его сын Охозия, его сын Иоас,
12 его сын Амасия, его сын Азария, его сын Иофам.

Евангелист Матфей пишет, что Иосиф был мужем Марии, от которой родился Иисус (Мф. 1:16). Это ясно показывает, что Иосиф не был отцом Спасителя. В начале родословия Иисуса в Евангелии от Луки прямо говорится: "...Иисус... был, как думали, Сын Иосифов, Илиев" (Лк. 3:23). Считают, что Илий был отцом Марии и, соответственно, дедом Иисуса. Посмотрите, что список Луки начинается ссылкой на сотворение Адама, "...Божий" (Лк. 3:38).

Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Стоит обратить внимание на то, что в двух других Евангелиях, Марка и Иоанна, Иисус уже в начальных стихах отождествляется с Божеством. Марк в 1:1 пишет о великом факте "...Иисуса Христа, Сына Божия". Иоанн в 1:1 говорит об Иисусе: "...Слово было Бог".

Родословие Христа
Урок 3.3

РОЖДЕНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

(Лк. 1:1-25, 57-80)

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, -
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

В Божественном плане подготовки мира к приходу Христа важным моментом является рождение Иоанна Крестителя.

Родители Иоанна Крестителя происходили из рода Ааронова, его отец Захария был наследственным священником. Как пишет евангелист Лука: "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных" (1:6-7).

Пришло время Захарии по иудейскому обычаю войти в Иерусалимский храм для служения Богу. Там ему явился ангел Гавриил и возвестил, что молитва Захарии услышана и Елисавета родит ему сына, которому предстоит впоследствии приготовить людей к приходу Мессии. Захария усомнился в словах ангела, за что был наказан немотой. Только после того, когда Захария назвал родившегося сына Иоанном (по повелению ангела), ему вернулась способность говорить.

О детстве Иоанна нам известно немного: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю" (Лк. 1:80).

Рождение Иоанна Крестителя
Урок 3.4

ИЗБРАНИЕ МАРИИ

(Мф. 1:18-25; Лк. 1:26-80)
Для осуществления Своего плана Бог избрал простую девушку из Назарета по имени Мария. Он обратил внимание на ее смирение (Лк. 1:48) и послал к ней ангела Гавриила с радостной вестью: "...Ты обрела благодать у Бога". Ангел возвестил Марии, что она родит Сына от Духа Святого, "...посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим..." (Лк. 1:35). Подтверждая силу Божественного слова, ангел упомянул о Елисавете - родственнице Марии, которая зачала в старости и была на шестом месяце беременности. Слыша такое свидетельство, Мария смиренно сказала: "...се, раба Господня; да будет мне по слову твоему...".

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Получив такую весть, Мария не смела поделиться ею даже со своим женихом Иосифом, а поспешила в дом Елисаветы, где пробыла около трех месяцев.

По возвращении Марии в Назарет "оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого". Иосиф, заметив беременность Марии, был смущен. Наконец, он решил нарушить брачный договор: отпустить ее тайно и таким образом снять с себя заботу о неверной невесте. Но тогда Иосифу во сне явился ангел Господень и повелел не делать этого, а взять Марию в жены, так как "родившееся в ней от Духа Святого". Иосиф так и поступил.

Избрание Марии
Урок 3.5

РОЖДЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ

(Лк. 2:1-20)

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Сегодня, по прошествии двадцати веков, читая о приходе в мир Спасителя, мы видим, как удивительно Бог управлял ходом истории. Иисус, по пророчествам, должен был родиться в Вифлееме , хотя Мария с Иосифом жили в Назарете. Мария была беременна, когда кесарь Август повелел провести во всей Римской империи перепись населения. Иосиф вынужден был отправиться с Марией в город Вифлеем, откуда происходил его род (род Давида). Совершив это нелегкое и опасное путешествие , они поселились в хлеву, "...потому что не было им места в гостинице". Там и произошло рождение Спасителя мира.

(возвеличенный богами, буквально с латинского – священный) (Лк. 2:1; Деян. 25:21,25; 27:1) – личный титул римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана (27 г. до РХ-14 г. по РХ), племянника и воспитанника Юлия Цезаря, основателя Римской империи. Этот титул был дарован ему сенатом в 27 г. до РХ. Позже титул Август относился и к другим императорам в значении «высочайший». Ап. Павел потребовал «суда у Августа» (Деян. 25:25), что значит высочайшего суда (на престоле в это время был Нерон).

Первыми узнали об этом чудесном событии пастухи, которые пасли стада близ Вифлеема. Они стали невольными свидетелями великой небесной радости. Ангел явился им и рассказал, что произошло в Вифлееме и как найти рожденного Младенца. Пастухи поспешили в город и "...нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях". Возвращаясь к своим стадам, пастухи прославляли Бога за все, чему они были свидетелями.

Несмотря на величайшее значение для истории человечества, рождение Иисуса Христа осталось практически незамеченным. В тот день к Нему пришли только пастухи.

В нижеприведенной таблице внимательно исследуйте тексты Священного Писания. Обратите внимание, как по-разному люди реагировали на весть о рождении Христа.

Получившие весть
"Раба Господня" Мария (Лк. 1:26-38, 46-56)
"Родственники Иисуса"
Елисавета (Лк. 1:39-45)
"Потомок царя" Иосиф (Мф. 1:18-25)
"Миряне"
Пастухи (Лк. 2:8-20)
"Священство" Симеон (Лк. 2:25-35)
"Новые" пророки, жившие после Малахии
Анна (Лк. 2:36-38)
"Мудрецы" Волхвы (астрономы, ученые, языческие священники) (Мф. 2:1-12)
"Цари" и "граждане" Ирод и народ (Мф. 2:1-6)

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Рождение Спасителя
Урок 3.6

СОВЕРШЕНИЕ ЗАКОННЫХ ОБРЯДОВ

Необходимо помнить, что с рождения Иисуса начинается подготовительный период для Его предстоящего служения. Поэтому важно обратить внимание на все, что написали евангелисты об этом периоде.

Обрезание и наречение (Лк. 2:21; Мф. 1:25)

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

И не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Можно предположить, что Иосиф с Марией пробыли в пещере недолго и вскоре нашли приют если не в гостинице, то в каком-либо доме.

Иосиф и Мария были благочестивы и строго исполняли обряды иудаизма. Согласно правилам, изложенным в Лев. 12:3, Младенец Иисус был обрезан, когда Ему исполнилось восемь дней от роду. Обрезание (Быт. 17:1-14) символизировало договор, который Бог заключил с Авраамом и его потомками, обещая быть их Богом и благословлять их за веру и послушание. Обрезание служило внешним признаком, отличавшим евреев от язычников, но ветхозаветные пророки часто напоминали своим соотечественникам, что они должны отличаться не только внешне, но и внутренне. Физическое обрезание должно было сопровождаться духовным обрезанием сердца (см. Лев. 26:41; Втор. 30:6; Иер. 9:25-26; Иез. 44:7).

В восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его.

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

За что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.

И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе.

Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.

Вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими.

В тот же день, в соответствии с еврейским обычаем и повелением ангела, Младенцу дали имя Иисус (Мф. 1:21).

Иисус - греческая форма [Иэсус] еврейского имени Йешуа означает "Иегова - спасение".

Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Посвящение

(Лк. 2:22-38)

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Когда Иисусу было сорок дней от роду, Его принесли в храм, чтобы совершить над Ним законный обряд посвящения Богу. Служение посвящения состоялось в Иерусалимском храме , находившемся в нескольких километрах к северу от Вифлеема. Лука пишет, что родители Иисуса хотели "...совершить над Ним законный обряд" (Лк. 2:27), т.е очищение, посвящение и принесение жертвы. Родители Иисуса принесли в качестве жертвы для Бога всего двух голубей, что свидетельствовало об их бедности.

Посвящение. Каждый первенец мужского пола по Моисееву закону посвящался Господу, и принесение его в храм было в те дни символическим актом: новорожденный выкупался родителями за небольшую плату, вносимую священнику.

Лука обращает внимание на двух праведных людей, присутствовавших в этот момент в храме. Этими людьми были старец Симеон и пророчица Анна, представлявшие благочестивых евреев, которые с нетерпением ожидали прихода Мессии в мир.

Бог обещал Симеону, что он не умрет, пока не увидит Мессию. И этот момент настал. Симеон взял Младенца на руки и прославил Бога, а также произнес пророчество о великой миссии Христа и предстоящих страданиях Марии. Слова Симеона подтвердила пророчица Анна, которая прославляла Бога и говорила всем, что грядет освобождение Израиля.

После посещения храма родители Иисуса скорее всего вернулись в Вифлеем, о чем Лука не упоминает.

Совершение законных обрядов
Урок 3.7

ПОСЕЩЕНИЕ ВОЛХВОВ

(Мф. 2:1-12)

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Мы не можем сказать точно, сколько времени прожило святое семейство в Вифлееме до прихода волхвов. Можно только предполагать, что прошло около двух лет. Во-первых, волхвы пришли не в хлев, а в дом (Мф. 2:11); во-вторых, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет (Мф. 2:16).

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Евангелист Матфей не объясняет читателям, кем были волхвы и откуда они пришли. Вероятно, они являлись языческими мудрецами, которые сверхъестественным путем получили откровение от Бога о рождении Царя Иудейского.

Существует множество попыток с научной точки зрения объяснить появление звезды. Но у каждой теории есть свои плюсы и минусы. Ясно одно, элемент сверхъестественного здесь присутствовал. Звезда постоянно двигалась, а потом ясно указала на место, где находилось святое семейство.

Напомним, что Матфей писал свое повествование для евреев, и он счел необходимым упомянуть о поклонении волхвов. Он обращает внимание читателей на то, что даже язычники поклонились Христу, этого нельзя сказать о евреях, которых в данной главе олицетворяет жестокий и завистливый Ирод, царь иудейский.

Волхвы поклонились Младенцу и положили перед Ним дары: золото, ладан и смирну. Эти сокровища имели символическое значение. Золото указывало на царственное положение Христа, на Его Божественность и чистоту. Ладан, ароматная смола, символизировал благоухание Его жизни. Горькая трава смирна возвещала о страданиях и жертвенной смерти Христа.

После принесения даров волхвы, получив во сне откровение, отправились домой, избежав встречи с Иродом.

Посещение волхвов
Урок 3.8

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАЗАРЕТ

(Мф. 2:13-18)

13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Вскоре после ухода волхвов Иосиф получил откровение от Бога бежать в Египет . Небесный Отец сохранил Своего Сына от неминуемой гибели.

Царь Ирод в последние годы жизни был крайне подозрителен и невероятно жесток. Он уничтожал любого, кто хоть как-то мог претендовать на его трон. Весть о рождении Царя Иудейского так сильно испугала его, что он отдал приказ убить всех младенцев в Вифлееме. В это время Иосиф, Мария и Младенец Иисус уже направлялись в Египет.

Дом в Назарете

(Мф. 2:19-23; Лк. 2:39-40)

19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

После смерти Ирода ангел Господень велел Иосифу возвратиться с семьей в землю Израильскую . Указание от Бога, полученное во сне, направило их в Назарет Галилейский, который стал домом Иисуса примерно на тридцать лет. Христа во время Его общественного служения часто называли пророком из Назарета .

Иудеи презирали все, что происходило из Галилеи, а потому некоторые презрительно называли Иисуса Христа назарянином. Были также распространены выражения: "...из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин. 1:46), "...разве из Галилеи Христос придет?" (Ин. 7:41). О таком презренном отношении к Христу говорил еще пророк Исаия: "Он был презрен и умален пред людьми..." (Ис. 53:3)

В этом городе Иисус возрастал и, как пишет Лука: "...укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем" (Лк. 2:40).

Бегство в Египет и возвращение в Назарет
Урок 3.9

ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА

(Лк. 2:41-50)

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.

Родители Иисуса ежегодно приходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу исполнилось 12 лет, Мария и Иосиф, согласно обычаю, отправились с Ним в Иерусалим . После праздников люди возвращались домой большими группами. Поэтому неудивительно, что родители не заметили исчезновение Иисуса. Когда это обнаружилось, они возвратились в Иерусалим, где на третий день нашли Иисуса в храме, "сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их". Законоучители израильского народа были поражены способностями Иисуса, Его мудростью и умением вести разговор.

Это был самый важный ежегодный праздник. В ночь на 14 Нисана каждая семья должна была принести в жертву ягненка, что символизировало жертву, совершенную перед тем, как Бог вывел израильтян из Египта. Бог прошел мимо иудейских домов, дверные косяки и перекладины которых были окроплены кровью ягнят. И сохранил жизни первенцев из иудейских семей.
На Пасху и в течение последующей недели иудеи ели хлеб, приготовленный быстро и без применения дрожжей (опресноки). Это было напоминанием о спешных приготовлениях, делавшихся, когда фараон наконец позволил израильтянам покинуть Египет, а также напоминало и о первом хлебе, испеченном из зерна нового урожая, через четыре дня после того как израильтяне вступили в Ханаан.
Первоначально люди встречали Пасху в своих домах, но во времена Нового Завета она была главным "паломническим" праздником, отмечавшимся в Иерусалиме. Пасха и сегодня остается самым важным из иудейских праздников. Исх.12; Ис. Нав.5:10-12; Мк. 14:1-2.

Увидев Иисуса, Мария подошла к Нему и с упреком сказала: "Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя". На что Иисус ответил ей: "...зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?". Хотя родители не поняли значения этих слов, все же Мария сохранила их в сердце своем. После этого Иисус вернулся в Назарет "...и был в повиновении у них...".

Это повествование ясно показывает, что Иисус уже в детстве хорошо осознавал Свою Божественную миссию. Называя Бога Своим Отцом, Он понимал, что это не просто религиозное чувство. Посещение храма вызвало у Него глубокое ощущение духовной близости и даже единения с Отцом Небесным.

Посещение храма
Урок 3.10

ВОЗРАСТАНИЕ

(Лк. 2:52)

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Евангелисты хранят молчание о жизни Иисуса Христа в Назарете, только Лука говорит: "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лк. 2:52). Из этого можно заключить, что евангелисты не хотели придумывать даже малозначительные подробности, а писали только чистую правду. Это молчание также является лишним свидетельством, что Иисус Христос, живя в презренной Галилее и в ничтожном городке Назарете, "...уничижил Себя Самого, приняв образ раба..." (Флп. 2:7), а поэтому в Его жизни до начала служения и не могло быть ничего необыкновенного.

Восемнадцать лет жизни Иисуса описаны в двух стихах. Что эти стихи говорят вам о годах взросления Иисуса? Читая их, не упускайте из вида другие известные факты, такие как:

  • Родители Иисуса были благочестивыми людьми. Его официальный отец Иосиф, вероятно, умер, когда Иисус был юношей, поскольку после описанного выше эпизода в Иерусалимском храме в Евангелиях о нем ничего не говорится, в то время как Его Мать, братья и сестры упоминаются.
  • Иисус имел младших братьев и сестер, детей Марии и Иосифа (Мф. 13:55-56; Мк. 6:3). Двое из Его братьев (Иаков и Иуда) впоследствии написали Послания, включенные в Новый Завет.
  • Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

    Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

  • Иисус был сыном плотника, следовательно, мы можем сделать вывод, что Иосиф научил Его своему ремеслу. Возможно, Иисус занимался в Назарете плотницким делом, хотя это только предположение.
Возрастание
Урок 3.11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тридцать лет подготовительного периода в жизни Иисуса были проведены в ожидании дня и часа, когда Сын Божий станет известен людям и исполнит служение, на которое Отец послал Его. Христос никогда не забегал вперед, но и не опаздывал, Он следовал определенному плану Господа, Он был послушен Своему Отцу.

"У Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1:37). Поистине это так. Исполнились слова пророчеств, сказанные за много столетий до рождения Мессии. В жизни Захарии, Елисаветы, Иосифа, Марии, Симеона и многих других Слово Божье действовало могущественно. Чему Бог повелел быть, то обязательно совершится, как бы люди этого мира ни противились Ему. Счастливы те, кто могут довериться словам Бога.

Заключение
Навигация по сайту