Урок 6.1

РАННИЙ ГАЛИЛЕЙСКИЙ ПЕРИОД



Введение
За 700 лет до рождения Христа Исаия пророчествовал, что свет Евангелия однажды воссияет над Галилеей. (Прочитайте Ис. 9:1-2 и Мф. 4:14-16.) Этот день настал, когда Иисус пришел из Иудеи в Галилею. Тридцать лет Он жил в Галилее как сын плотника. Теперь Он вернулся, чтобы объявить Себя Мессией, Сыном Божиим.

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

Около двадцати месяцев Своего общественного служения Он провел в Галилее . Из них четырнадцать месяцев приходится на ранний галилейский и средний галилейский периоды. Иисус посвятил Галилее так много времени из-за ее полной непросвещенности. Период пребывания в Галилее называют годом популярности, поскольку Иисус достиг тогда вершины известности и славы. Затем восхищение Им стало постепенно уменьшаться, уступая место открытому противодействию, которое длилось до конца Его земного служения. Повторите таблицу "Земное служение Христа" .

Когда Иисус отправился из Иудеи в Галилею, Он был готов к сопротивлению, с которым Ему позже пришлось столкнуться. Он прекрасно осознавал, "...что пророк не имеет чести в своем отечестве" (Ин. 4:44). Многие благочестивые галилеяне уже бывали на праздновании Пасхи в Иерусалиме и видели Его совершающим чудеса (Ин. 4:45). Это обеспечило Ему теплый прием в Галилее.

Ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.

Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, - ибо и они ходили на праздник.

Введение
Урок 6.2

РАННИЙ ГАЛИЛЕЙСКИЙ ПЕРИОД

(4 месяца)

В раннем галилейском периоде служения Иисуса выделяют четыре стадии.

СТАДИИ МЕСТО ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
  Возвращение в Галилею  
СТАДИЯ I: ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ
обучение исцеление
СТАДИЯ II: В КАПЕРНАУМЕ
проповедь обучение
СТАДИЯ III: ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ
проповедь исцеление
СТАДИЯ IV: В КАПЕРНАУМЕ
проповедь обучение исцеление


Старайтесь прочитывать все ссылки из Писания в том порядке, в котором они приведены в уроках. Так вы получите общее представление обо всем изучаемом периоде служения Иисуса.

Ранний галилейский период
Урок 6.3

I СТАДИЯ: В ГАЛИЛЕЕ



Прочитайте Лк. 4:14-15 и обратите внимание, насколько насыщенным было служение Иисуса в Галилее .

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Исцеление сына царедворца

(Ин. 4:46-54)

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Пройдя Самарию , Иисус не направился прямо в Назарет , потому что "...пророк не имеет чести в своем отечестве", а пошел в Кану Галилейскую. Слух о Его прибытии в Кану скоро распространился и дошел до царедворца из Капернаума, сын которого был смертельно болен. Сановник поспешил в Кану и, найдя Христа, попросил Его исцелить больного сына. Иисус сказал ему: "...пойди, сын твой здоров..." Царедворец поверил словам Иисуса, и сын его выздоровел раньше, чем он пришел домой.

Этот рассказ показывает сущность разных видов веры. Попытайтесь охарактеризовать:
  • 1) веру, описанную Иисусом в Ин. 4:48;
  • 2) веру царедворца, Ин. 4:50;
  • 3) веру царедворца, Ин. 4:53.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

Первое отвержение в Назарете

(Лк. 4:16-30)

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Иисус ходил по Галилее и учил народ. Придя в Назарет, Он в субботу, как и в других городах, учил в синагоге.

Служение в синагоге происходило очень просто: после молитвы читалось одно место из закона и одно из пророков. Это мог делать любой, умеющий читать и получивший на это разрешение. Этому же человеку предоставлялась возможность прокомментировать прочитанное.

Иисусу подали Книгу пророка Исаии. Открыв ее, Он прочитал известное евреям пророчество (Ис. 61:1-2). Глаза всех собравшихся были обращены на Него. В благоговейной тишине Иисус ясно сказал народу, что Он есть исполнение этого пророчества. Лк. 4:22 свидетельствует, что вначале слушатели были под сильным воздействием Его слов, но затем они усомнились в Его правоте. А когда Иисус перечислил примеры язычников, удостоившихся Божьих благословений, и противопоставил их израильтянам, слушатели пришли в ярость и вознамерились убить Его.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих.

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

В 30 стихе Лука прямо говорит о сверхъестественном избавлении Иисуса от разъяренной толпы . Подобное будет происходить на протяжении почти всего Его служения.

Но Он, пройдя посреди них, удалился.

I стадия: в Галилее
Урок 6.4

II СТАДИЯ: В КАПЕРНАУМЕ

(Мф. 4:13-17; Мк. 1:15; Лк. 4:31-32)

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

С этого времени Иисус стал призывать людей к покаянию, говоря, что приблизилось Царство Небесное. Другими словами, Царь уже пришел и людям следовало готовить себя к Его Царству, очищая свои души от греха.

Призвание четырех рыбаков

(Мф. 4:18-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1-11)

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

По дороге в Капернаум Иисус часто останавливался и учил народ. Число людей, сопровождавших Его, постоянно увеличивалось. Однажды, когда Иисус ранним утром учил на берегу озера Галилейского, толпа так теснила Его, что Он вынужден был перебраться в лодку, чтобы иметь возможность договорить. Под влиянием слов Иисуса некоторые из слушателей готовы были оставить все и последовать за Ним. Обращаясь к Симону Петру и его брату Андрею, затем к Иакову и Иоанну Заведеевым, Иисус призвал их стать "ловцами человеков". Фактически Он призвал их во второй раз (Ин. 1:35-42), первое призвание произошло в Иудее. Метафора "ловля", вероятно, связана с занятием учеников, которые были рыбаками, но надо заметить, что она встречается и в Ветхом Завете (см. Иер. 16:16; Иез. 29:4-5), правда, пророки прибегали к этой метафоре, говоря о грядущем Божием суде. Иисус воспользовался ей в противоположном смысле - имея в виду освобождение от этого суда. Напомнив, что грядет праведное правление Божие (Мк. 1:15), Иисус призвал четырех рыбаков на труд "вылавливания людей из моря греха" ("море" - характерный для Ветхого Завета образ греха и смерти, см. Ис. 57:20-21).

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал.

Но Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным.

А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.

II стадия: в Капернауме
Урок 6.5

ДЕНЬ СОВЕРШЕНИЯ ЧУДЕС



Исцеление одержимого нечистым духом

(Мк. 1:21-28; Лк. 4:33-37)

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

Иисус, придя в субботу в Капернаум , учил народ в синагоге. Там был человек, одержимый нечистым духом, который не мог снести присутствия Сына Божия и вскричал: "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий". - "...Замолчи и выйди из него",- повелел Иисус нечистому духу, и человек стал свободен (Лк. 4:34-35).

Уточнение Луки - "нечистый дух" - не случайно. Лука писал в первую очередь для людей греческой культуры, для которых демоны делились на добрых и злых (нечистых). Этот дух знал Христа и назвал Его не только Иисусом Назарянином, но и Святым Божиим (Лк.4:34). В Евангелиях часто упоминаются громкие крики людей, одержимых злыми духами. Изгнание бесов значило, что Иисус имеет власть и силу над духами зла. Это открытие повергло всех присутствующих в ужас (Лк. 4:36). И разнесся слух о Нем "по всем окрестным местам" (Лк. 9:1).

Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней.

Исцеление тещи Петра

(Мф. 8:14-15; Мк. 1:29-31; Лк. 4:38-39)

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

Выйдя из синагоги, Иисус пошел в дом тещи Петра. Женщина была тяжело больна, но Иисус полностью исцелил ее от недуга, и "...она тотчас встала и служила им". Все три евангелиста обращают внимание на то, что теща Петра сразу после исцеления встала и служила Иисусу и ученикам. Ее исцеление было настолько быстрым и полным, что не осталось ни малейшей слабости после болезни.

В этом доме впоследствии Иисус часто находил приют во время Своего служения в Капернауме.

Многие исцелены

(Мф. 8:16-17; Мк. 1:32-34; Лк. 4:40-41)

16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Краткое описание евангелистов живо свидетельствует о том, какое возбуждение произвели в Капернауме чудеса, совершенные Христом в субботний день. Уточнение времени - при наступлении вечера, когда заходило солнце, - не случайно; этим подчеркивается, что жители Капернаума ждали окончания субботы (захода солнца) и только после этого стали приносить своих больных родственников к Иисусу - дабы не нарушить закона и установлений раввинов (Мк. 3:1-5).

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Весь город собрался у дверей дома Симона; люди несли к Нему всех больных и бесноватых. Движимый состраданием, Иисус исцелил многих из них. Он также изгонял бесов (Мк. 1:39) и, как прежде (Мк. 1:23-26), не позволял им говорить о том, Кто Он. Заставляя бесов молчать, Иисус показывал их бессилие перед Собой. Чудеса, сопутствовавшие проповеднической деятельности Христа, способствовали росту Его популярности. Однако Он совершал их не для того, чтобы произвести на людей впечатление, а для того, чтобы убедить их в истинности Своего учения (Мк. 3:12).

И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

День совершения чудес
Урок 6.6

III СТАДИЯ: В ГАЛИЛЕЕ



Молитва, проповедь, исцеление

(Мф. 4:23-24; Мк. 1:35-39; Лк. 4:42-44)

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедывал в синагогах галилейских.

Одной из самых веских причин, почему любому христианину следует молиться, является то, что молился Сам Иисус, Сын Бога (Мк. 1:35).

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Изучая служение Иисуса Христа, следует обратить особое внимание на его молитвенную сторону. Христос нуждался в поддержке Своего Небесного Отца. Общаясь с Ним, Иисус обретал и силы, и утешение. Ежедневная молитва была неотъемлемой частью Его служения. Помолившись, Он выходил к людям, проповедовал им и исцелял их.

Исцеление прокаженного

(Мф. 8:2-4; Мк. 1:40-45; Лк. 5:12-16)

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Любые болезни, даже сама смерть, склонялись перед всемогущим словом Христа. Господь с любовью относился ко всякому, кто приходил к Нему со своей нуждой. Он желал помочь страждущим и больным. Имея Божественную власть, Иисус мог одним только словом излечить человека и даже вернуть его к жизни.

Иисус повелел прокаженному: "...пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им" (Мк. 1:44). Евреи следовали наставлениям Ветхого Завета, согласно которым выздоровевший прокаженный не мог возобновить общение с людьми, пока священники не провозгласят его чистым и не принесут жертву, установленную Моисеем.

Наследственная и заразная кожная болезнь, о которой говорится в Священном Писании (Лев. 13:3). В то время она походила на злокачественный лишай, переходящий в гнойные язвы. Эта болезнь существует и поныне.

Слава об исцелениях, совершаемых Иисусом, быстро распространялась, и толпы больных приходили к Нему, чтобы получить исцеление. "Но Он уходил в пустынные места и молился" (Лк. 5:16).

III стадия: в Галилее
Урок 6.7

IV СТАДИЯ: В КАПЕРНАУМЕ



Слово Христа исцеляет душу

(Марк. 2:1-2; Лук. 5:17-18)

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, -
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом;

Куда бы ни шел Иисус, Его главной целью было учить и проповедовать Благую Весть. Для Него всегда важнее было исцелить человека от болезни духа (греха и вины за него), чем от болезни тела, т.к. она является следствием грехопадения человека.

Расслабленный прощен и исцелен

(Матф. 9:2-8; Марк. 2:3-12; Лук. 5:18-26)

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Спустя некоторое время Иисус опять вернулся в Капернаум. Слушать Его собралось много народа. Принесли туда и расслабленного, которого его друзья опустили к Иисусу через кровлю дома, так как не смогли пробиться через толпу.

Физ. недостаток, который является следствием болезни или несчастного случая. Причиной расслабленности может быть частичный паралич ног (В Библии такие больные называются "расслабленными").

"...Опустили к Иисусу через кровлю дома..." В библейские времена дома строились из камня и имели плоскую крышу из ила, смешанного с соломой. На крышу вели внешние лестницы.

Видя веру их, Иисус сказал расслабленному: "...дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои... встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Матф. 9:2-6). Больной получил исцеление не только физическое, но и духовное, и народ прославил Бога.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

Призвание Матфея

(Матф. 9:9-13; Марк. 2:13-17; Лук. 5:27-32 )

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

13 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.
14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Иисус встретил мытаря Матфея, когда тот собирал пошлину на главной дороге в Капернаум . Капернаум располагался на пути, ведущем из Месопотамии в Египет. Пункт сбора пошлин находился на границе владений Ирода Антипы. Сборщики податей (мытари) были презираемы народом из-за тех зол, которые они совершали.

Мытарей ненавидели как прислужников Рима. Уплата пошлины была наглядным свидетельством зависимости от власти императора, с чем евреи никак не хотели мириться. Сборщики пошлины также не брезговали мошенничеством, грабежом и вымогательством, разоряли людей незаконными поборами для личного обогащения. Мытари считались изменниками и отступниками, оскверненными связью с язычниками и сотрудничеством с угнетателями. Поэтому к ним относились, как к грешникам и язычникам.

Чудеса, совершенные Иисусом, Его вдохновенная проповедь о Царствии Божием и Его любовь к грешникам и мытарям - все это принесло Иисусу широкую известность. О Нем слышал и мытарь Матфей из Капернаума. Можно предположить, что он давно томился душой и задумывался о покаянии. И вот однажды Иисус, проходя мимо сборщика пошлины, велел ему следовать за Ним.

Матфей, радуясь перемене, произошедшей в его жизни, решил устроить пир. На этом пире почетное место занимал Иисус со Своими учениками. Общество, в котором теперь находился Христос, состояло из мытарей и грешников. Фарисеи не одобряли такое поведение Иисуса и спросили Его учеников: "...для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" (Мф. 9:11). Ученики не смогли ответить на этот вопрос, но Иисус, услышав его, сказал: "...не здоровые имеют нужду во враче, но больные. ...Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9:12, 13).

IV стадия: в Капернауме
Урок 6.8

IV СТАДИЯ: В КАПЕРНАУМЕ

(продолжение)

Три притчи

(Мф. 9:14-17; Мк. 2:18-22; Лк. 5:33-39)

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Не только фарисеи с неодобрением отнеслись к присутствию Иисуса на пире, ученики Иоанна Крестителя пришли к Нему и спросили, почему Он участвует в таких пирах. С их точки зрения, правильно поступали те, кто постом призывали людей к покаянию в свете грядущего Царства. Они считали соблюдение поста более правильным, нежели участие в богатой трапезе. Этим и объяснялся их вопрос: "Почему Твои ученики не постятся?" Отвечая им, Иисус использовал метафору, назвав Себя женихом. Не пристало гостям жениха (сынам чертога брачного) поститься (пост - символ печали) в присутствии пригласившего их на пир, поэтому ученикам Христа не следовало поститься (пребывать в печали), пока Он с ними. Ибо само присутствие Его создавало радостную атмосферу, подобную той, что царит на брачном пире. Скоро эта ситуация изменится: придут дни, когда отнимут у них жениха, и тогда будут поститься (со дня Его распятия). Речь, конечно, идет о посте в переносном смысле слова: ученикам придется печалиться, а не радоваться. Здесь мы находим первый намек на грядущую крестную смерть Христа.

Далее Матфей, Марк и Лука приводят две притчи, рассказанные Иисусом. Смысл их в следующем. Пребывание Иисуса в этом мире, среди учеников, создает небывалую "новизну" и особую "полноту". Оно в корне отличается от "ветхого", старого. А потому и "совмещать" его с этим "ветхим" невозможно. Невозможно Благую Весть так же "привязать" к ветхой (изжившей себя) религии иудаизма, как бессмысленно латать ветхую одежду куском новой ткани: от такого "совмещения" старая одежда окончательно распадется. Равно опасно вливать молодое, еще неперебродившее вино в мехи ветхие, изношенные, непрочные, потерявшие эластичность, т.к. происходящее в вине брожение прорвет такие мехи. Так "прорывает" учение Иисуса в его новизне и полноте "ветхие мехи" иудаизма. Спасение через Христа несовместимо с этим устаревшим религиозным учением (см. Ин.1:17).

ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Заключение

В этом уроке были рассмотрены первые месяцы года популярности Иисуса. Мы увидели, что множество людей хотели подойти к Иисусу, чтобы услышать Его, стремились дотронуться до Него, чтобы исцелиться.

Раннее галилейское служение было вступлением к более напряженному и долгому среднему галилейскому периоду, который будет изучаться в следующем уроке.

IV стадия: в Капернауме (продолжение)
Навигация по сайту