Урок 5.1

РАННИЙ ИУДЕЙСКИЙ ПЕРИОД



На Пасху, самый важный еврейский праздник, в Иерусалим собирались евреи со всего мира. Праздник отмечался 14 Нисана (апреля), первого месяца религиозного календаря (Исх. 12:1-20; Лев. 23:1-8).

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.
18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;
19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той.
20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои:
3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;
7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.

Празднование Пасхи привело Спасителя из Галилеи в Иерусалим. Там продолжалось Его общественное служение, второй период которого, длившийся около восьми месяцев, называется ранним иудейским (Ин. 2:13) . В течение этого периода Иисус открыто заявил о Себе множеству людей. Окончанием этого периода стало возвращение Иисуса в Галилею (Ин. 4:3-4).

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим.

То оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию.

Большая часть информации о раннем иудейском периоде служения Христа содержится в Евангелии от Иоанна.

Служение Иисуса в течение раннего иудейского периода имело три важные особенности:
  • Иисус показал Свою власть.
  • В общении с людьми Иисус проявлял Свою любовь к ним.
  • Иисус излагал истину через проповедь и наставление.
Представляя Себя народу, Иисус преследовал две основные цели:
  • Он должен был показать, что является истинным Человеком, понимающим людские немощи, но при этом остается безгрешным "Сыном Человеческим".
  • Он должен был показать, что является истинным Богом, сошедшим с небес, облеченным всей полнотой власти.
Люди правильно понимают слова и дела Иисуса только в том случае, когда воспринимают Его и как Бога, и как Человека.

Раннийи иудейский период
Урок 5.2

ИИСУС ПОКАЗЫВАЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ

(Ин. 2:13-22)

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Перед наступлением праздника Пасхи в Иерусалим тянулись караваны паломников. Иисус со Своими учениками, проведя некоторое время в Капернауме, присоединился к группе паломников и пошел в Иерусалим на праздник .

Богослужение в храме сопровождалось совершением жертвоприношений. Для удобства приехавших паломников в храме можно было приобрести любое жертвенное животное или птицу. Поэтому часть храма превратилась в загон для скота и многолюдный базар. Священники взимали пошлину с торговцев, и торговля в храме процветала. Менялы предлагали паломникам мелкую монету и священный сикль, чтобы дать возможность уплатить ежегодный взнос в кассу храма. За такую услугу менялы получали пять процентов, но это казалось им мало, и они обманывали людей, за что народ ненавидел их наравне с мытарями .

Мытарь - сборщик податей и пошлин в пользу властей Римской империи, оккупировавшей Иудею. Евреи считали мытарей предателями и отступниками.

Такое процветание торговли в храме глубоко взволновало Иисуса. Он сделал бич из веревок и выгнал овец, волов и торговцев, потом Он опрокинул столы менял, на которых были разложены кучки монет, велел вынести голубей и сказал: "...дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Ин. 2:16). То же самое Иисус совершил в конце Своего служения (Мк. 11:15-18)

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

Все обратили внимание на этот поступок Иисуса, но никто из простого народа не смел спросить Его - кто Он, что так смело и правильно поступает. Священники были оскорблены и потребовали от Него знамения для доказательства того, что Он имеет право поступать таким образом. Иисус ответил на их вопрос, но они не поняли Его. Непонятен был ответ Христа и Его ученикам, и только после воскресения Его из мертвых они уразумели, что имел тогда в виду Иисус.

После того как вы прочитали рассказ евангелиста Иоанна об очищении храма, обратите внимание на следующие обстоятельства:
  • Евреи считали храм домом Божиим. Поэтому слова Иисуса "...дом Отца Моего" (Ин. 2:16) ясно определяли Его как Сына Божьего.
  • Забота Иисуса о чистоте Дома Божьего напомнила ученикам псалом 68:10 (Ин. 2:17). Прочитайте его.
  • Священники просили Его о знамении, подтверждающем Его право действовать так решительно (Ин. 2:18). Но сердца этих людей были закрыты, поэтому ни одно чудо, совершенное Христом, не могло убедить их в Его правоте. В ответ на претензии священников Иисус произнес удивительные слова о Своей смерти и воскресении. Он сказал: "...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2:19). Прочитайте Мф. 27:40 и обратите внимание, как это пророчество было извращено три года спустя, перед распятием Иисуса.
  • Храм строился в течение 46 лет. Контраст между длительностью строительства и тремя днями должен был подсказать иудеям, что слова Иисуса не следует понимать буквально. Но даже ученики не поняли, что имел в виду Христос. И только после Его воскресения они смогли правильно истолковать сказанное.
Во время пребывания в Иерусалиме на празднике Пасхи Иисус совершил множество чудес (Ин. 2:23-25). Невозможно было остаться равнодушным, видя силу и власть этого Человека. Евангелист Иоанн пишет о реакции людей: "...многие... уверовали во имя Его".

Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

И говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

Иисус как истинный Бог знал каждого человека в совершенстве. Он прекрасно осознавал, что многие люди впоследствии отвернутся от Него, а потому Он "...не вверял Себя им".

Иисус показывает Свою власть
Урок 5.3

ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ: ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ

За Иисусом следовало множество людей, но для Него был важен и дорог каждый человек в отдельности. Он готов был уделить время каждому, кто искал личной встречи с Ним. Наш Господь видел не только внешность человека, но и его душу, истомившуюся под гнетом грехов и сомнений.

Девятнадцать бесед Иисуса подробно описаны в Евангелиях. Две самые длинные беседы состоялись во время раннего иудейского периода. Одна из них была с мужчиной, другая с женщиной. Возможно, вам будет интересно сравнить их между собой.
  • Имя мужчины известно; в случае с женщиной указано только селение, в котором она жила.
  • Мужчина был благочестивым членом синедриона; женщина неверной женой.
  • Мужчина захотел встретиться с Иисусом тайно ночью; Иисус же первый заговорил с женщиной, и произошло это днем.
  • (Найдите другие различия, а также сходства при изучении этих двух бесед.)

    Общение с людьми: проявление любви
Урок 5.4

БЕСЕДА С НИКОДИМОМ

(Ин. 3:1-21)

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Деятельностью Иисуса Христа заинтересовался синедрион, и особенно один из его членов Никодим. Он был фарисеем и учителем народа, человеком благочестивым. Никодим пришел к Иисусу Христу ночью и приветствовал Его словом "Равви", особо почетным обращением, которым величали учителей, не упоминая их собственного имени. Также он засвидетельствовал, что признает Иисуса "Учителем, пришедшим от Бога".

В ответ на свое приветствие Никодим услышал: "...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Значение этих слов было непонятно Никодиму: он думал о физическом рождении, а Иисус говорил о духовном рождении человека, о рождении от Бога, которое должен пережить каждый человек, чтобы иметь жизнь вечную и увидеть Царствие Божие. Иисус знал, в чем нуждается Никодим и на какую тему с ним необходимо говорить.

Человек получает рождение свыше, или рождается от Бога, в момент осознания своих грехов, раскаяния в них перед Богом и принятия верой Иисуса Христа как своего личного Спасителя. В Ин. 1:12-13 сказано: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились". Все люди согрешили, следовательно, все должны покаяться (Рим. 3:10-12).

Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

Иисус рассказал Никодиму о великой Божией любви к грешному человечеству и о том, что, как Моисей вознес медного змея в пустыне для спасения народа, "...так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:14-15). Никодим уверовал в Иисуса Христа и стал Его тайным учеником (Ин. 7:50-51; 19:39).

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Очевидно, что основной нуждой Никодима было спасение души. В беседе Иисус отождествил спасение с видением Царствия Божия (Ин. 3:3,5).

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

  • Какие стихи в отрывке говорят о роли Бога в спасении?
  • Где первая ссылка на роль человека?
  • Как эта мысль развита в последующих стихах?
Этот отрывок можно разделить на две части. Такое деление основано на том, что стихи 2-15 - беседа Иисуса с Никодимом, в то время как стихи 16-21 - комментарий автора Евангелия.

Иоанн не рассказывает, какое впечатление произвела на Никодима встреча с Иисусом. Но мы можем прочитать Ин. 7:45-52 и 19:39 о том, что произошло с ним после этого случая.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Беседа с Никодимом
Урок 5.5

БЕСЕДА С САМАРЯНКОЙ

(Ин. 4:1-42)

1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, -
2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, -
3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?
12 Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Отправившись из Иудеи в Галилею, Иисус должен был идти через Самарию . Вы уже читали об истории Самарии и об отношении иудеев к самарянам (см. урок 2.4).

Из Иудеи в Галилею было два пути: длинный путь проходил через Перею, территорию на восточном берегу Иордана; короткий - через Самарию . Иудеи предпочитали ходить длинной дорогой, хотя для этого им приходилось дважды пересекать Иордан. Они относились к самарянам с презрением и ненавистью, считая их народом, отвергнутым Богом. Иудеи не позволяли себе есть то, до чего дотрагивался самарянин. Они учили, что самаряне не воскреснут из мертвых, и поэтому не позволяли им принимать иудаизм. "Впустить самарянина в дом - навлечь на себя проклятие Бога", - говорили иудеи.

Иисус был далек от национальных и религиозных предрассудков. Он с любовью принимал каждого, кто нуждался в Нем. Совершая нелегкий путь , Иисус остановился недалеко от городка Сихарь, чтобы отдохнуть возле колодца, а ученики отправились в город за продуктами.

Был полдень, стояла сильная жара, поэтому было очень странно видеть женщину, идущую за водой, когда все старались это сделать утром или вечером. Из последующей беседы становится ясно, что женщина вела греховный образ жизни и не пользовалась уважением среди жителей города, а потому вынуждена была приходить к колодцу, когда там никого не было.

Перед нами открывается удивительная картина, как Богочеловек беседует с грешницей. Он говорит ей о духовном, она мыслит о земном. Он показывает, что знает всю ее жизнь, она пытается скрыть компрометирующие ее подробности. Христос открывался ей как Мессия, дающий воду жизни. Женщина же видела в Нем просто пророка. Обратите внимание, как мудро Господь подвел ее к осознанию греховности и мысли о приходе Мессии. Когда Иисус засвидетельствовал ей, что Он - Мессия, женщина поверила и, оставив все, пошла в город. Ее взволнованная речь так повлияла на людей, что "они вышли из города и пошли к Нему" (Ин. 4:30).

Беседа с самарянкой
Урок 5.6

ПРОПОВЕДЬ И НАСТАВЛЕНИЕ: ОТКРЫТИЕ ИСТИНЫ



Перед тем как Иисус покинул Иудею, Он проповедовал и учил множество людей вне Иерусалима. Многие верили словам Иисуса и крестились у Его учеников (Ин. 3:22-4:3).

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, -
2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, -
3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Иоанн Креститель продолжал свое служение, призывая людей подготовить сердца для принятия Мессии. Успех проповеднической деятельности Иисуса дал возможность Иоанну снова всенародно провозгласить Иисуса обещанным Мессией, Сыном Божиим. Проанализируйте свидетельство Иоанна Крестителя о Христе в Ин. 3:27-36, обратите внимание на многообразие фактов, подтверждающих то, что Иисус является Мессией. В середине своего свидетельства Иоанн воскликнул: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30).

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

В то время обстановка в Иудее была очень тревожной, правитель Ирод Антипа, четверовластник , только что заключил Иоанна Крестителя в темницу (Лк. 3:19-20; Мк. 1:14; Мф. 4:12), а растущая популярность Иисуса начинала возмущать фарисеев. Иисус счел нужным покинуть Иудею и отправиться в Галилею.

Четвертовластник, тетрарх, буквально - правитель одной четвертой части области; это же относится и к правителю какой-либо небольшой провинции. Это название встречается в Новом Завете и относится к Ироду Антипе, четвертовластнику в Галилее и Перее; Филиппу - четвертовластнику Итуреи и Трахонитской области; Лисанию - четвертовластнику в Авилинее (Мф. 14:1; Лк.3:1,19; 9:7; Деян. 13:1).

Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею.

В Самарии многие уверовали в Него в результате свидетельства женщины. Но "и еще большее число уверовали" после того, как они слушали Самого Иисуса, проповедовавшего и учившего их в течение двух дней. Они приняли Иисуса и поверили, что "Он истинно Спаситель мира, Христос" (Ин. 4:42).

Проповедь и наставление: открытие истины
Урок 5.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Иисус Христос был облечен Божественной властью. Он показал это в Иерусалимском храме, а также совершив множество чудес. Его слова были облечены силой, которая разбивала все сомнения и неверие. Люди тянулись к Иисусу, потому что чувствовали, что Он понимает их и они Ему не безразличны. Иисус убедительно показал, что Он истинный Бог и истинный Человек. Люди принимали Его как Спасителя мира.

Очищение храма


Храм - это место для поклонения Богу. Человек приходит в него для того, чтобы встретиться с Богом. Во время общественного служения Христа храм был превращен в рынок. Иисус наглядно показал всем, что храм должен стать домом молитвы, а не торжищем. Он изгнал торговцев из храма. В наше время храмом, или местом пребывания Бога, является сердце человека, очищенное по вере Кровью Иисуса Христа. Проверьте свое сердце, в каком оно состоянии, кто в нем живет и владычествует, Бог или земные заботы.

Рождение свыше


Тайна рождения свыше - духовная тайна. С позиций обычной логики нельзя ответить на вопрос Никодима: "...как может человек родиться, будучи стар?" (Ин. 3:4). Он, конечно, имел в виду телесное рождение. Духовное рождение, усыновление Богом "...кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5:17),- целиком исходит от Бога. В рождении свыше, т.е. в приведении людей к живой спасающей вере в Христа и личной связи с Богом участвует вся Божественная Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Отец послал в мир Сына для искупления людей. Сын, исполнив поручение Отца, вернулся к Нему и послал Духа Святого на землю, чтобы Он продолжал дело благовестия через учеников Христа.

Беседа Христа с самарянкой


Какие уроки можно из нее извлечь? Во-первых, абсолютное отсутствие лицеприятия у Христа. Он относится одинаково ко всем людям. И нам следует совершенно одинаково относиться ко всем, несмотря на национальность, происхождение и положение. Во-вторых, постоянная готовность Христа помогать отдельным душам. Он делает со Своей стороны все, чтобы привести человека к спасению. В-третьих, умение тактично вести беседу. Он не начал разговор с грубого обличения, а заговорил сперва об обыкновенной воде, а потом о живой воде, жизни вечной. Он вызвал у женщины интерес к духовному, более важному. Обладаем ли мы такой способностью?

Заключение
Навигация по сайту