Урок 12.1

ЗАВЕРШАЯ ИЗУЧЕНИЕ



Завершая изучение жизни величайшей Личности в истории, мы хотим более подробно рассмотреть методы, которыми пользовался Иисус во время Своего служения. Цель Иисуса нам известна - открыть Себя людям как истинного Бога и истинного Человека и показать людям путь в Царство Небесное. Для достижения этой цели Господь использовал притчи, чудеса, проповеди и поучения. В завершающем уроке мы их кратко рассмотрим.

Притчи Иисуса



Кажущаяся простота притч обманчива, и их смысл понимают зачастую неправильно. В этом уроке будут даны некоторые основополагающие принципы истолкования притч. Однако прежде необходимо ответить на вопрос: что такое притча?

Определение

Притча - это краткий поучительный иносказательный рассказ. Слово "притча" - по-гречески "параболэ" - в буквальном переводе означает "сравнение".

Цели

Иисус учил людей с помощью притч небесным истинам посредством земных понятий (Мф. 13:1-3; Мф. 13:10-17). Используя притчи в беседах с ними, Он преследовал три цели:

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

  • Пробудить интерес слушателей.
  • Доступно изложить духовные истины.
  • Скрыть от неверующих глубокие истины, которые адресованы только верующим.
Принципы истолкования

Только правильный подход к толкованию притчи позволяет понять, чему Иисус хотел научить с ее помощью. Ниже изложены основные принципы истолкования, которые помогут вам изучать притчи.

  • Постарайтесь понять содержание притчи.
  • Рассмотрите второстепенные детали притчи в свете ее сюжета.
  • Помните, что не все детали имеют духовное значение.
  • Контекст притчи - лучший ключ к ее пониманию, поэтому ответьте на следующие вопросы:
  • - Каковы обстоятельства, побудившие Иисуса рассказать притчу?
  • - Кому была адресована притча?
  • - Как Иисус разъяснял притчу, если Он это делал?
  • Следует помнить об обстановке того времени, когда была рассказана притча.
  • Помните, что притчи служат только для иллюстрации, а не для определения основных положений христианского учения.
Притчи Иисуса
Урок 12.2

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИТЧ



Притчи Иисуса можно разбить на три группы. Подходить к классификации притч можно с разных позиций. Внимательно изучите не менее одной притчи в каждой выделенной группе, используя предложенные выше принципы истолкования.

Классификация притч

Поучительные притчи


1. Природа и развитие Царствия
  • Посаженное зерно (Мф. 13:1-8; Мк. 4:4-8; Лк. 8:5-8).
  • 1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
    2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
    3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
    4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
    5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
    6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
    7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
    8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

    4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
    5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
    6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
    7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
    8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

    5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
    6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
    7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
    8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

  • Плевелы (Мф. 13:24-30).
  • 24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
    25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
    26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
    27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
    28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
    29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
    30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

  • Горчичное зерно (Мф. 13:31-32; Мк. 4:30-32; Лк. 13:18-19).
  • 31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
    32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

    30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
    31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
    32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

    18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
    19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

  • Закваска (Мф. 13:33; Лк. 13:20-21).
  • Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

    20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
    21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

  • Скрытое сокровище (Мф. 13:44).
  • Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

  • Драгоценная жемчужина (Мф. 13:45-46).
  • 45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
    46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

  • Невод (Мф. 13:47-50).
  • 47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
    48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
    49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
    50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

  • Серп, колос и полное зерно (Мк. 4:26-29).
  • 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
    27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
    28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
    29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

2. Служение и награда
  • Работники в винограднике (Мф. 20:1-16).
  • 1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
    2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
    3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
    4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
    5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
    6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
    7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
    8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
    9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
    10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
    11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
    12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
    13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
    14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
    15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
    16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

  • Таланты (Мф. 25:14-30).
  • 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
    15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
    16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
    17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
    18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
    19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
    20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
    21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
    22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
    23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
    24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
    25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
    26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
    27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
    28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
    29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
    30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

  • Мины (Лк. 19:11-27).
  • 11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
    12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
    13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
    14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
    15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
    16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
    17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
    18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
    19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
    20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
    21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
    22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
    23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
    24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
    25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
    26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
    27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

  • Непревозносящиеся рабы (Лк. 17:7-10).
  • 7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
    8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
    9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
    10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

3. Молитва
  • Настойчивая просьба друга в полночь (Лк. 11:5-8).
  • 5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
    6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
    7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
    8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

  • Неправедный судья (Лк. 18:1-8).
  • 1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
    2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
    3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
    4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
    5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
    6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
    7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
    8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

4. Любовь к ближнему
  • Добрый самарянин (Лк. 10:30-37).
  • 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
    31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
    32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
    33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
    34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
    35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
    36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

5. Смирение
  • Последнее место на пире (Лк. 14:7-11).
  • 7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
    8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
    9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
    10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
    11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

  • Фарисей и мытарь (Лк. 18:9-14).
  • 9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
    10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
    11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
    12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
    13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
    14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Евангельские притчи


1. Божья любовь к заблудшим
  • Заблудшая овца (Мф. 18:12-14; Лк. 15:3-7).
  • 12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
    13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
    14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

    3 Но Он сказал им следующую притчу:
    4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
    5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
    6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
    7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

  • Потерянная монета (Лк. 15:8-10).
  • 8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
    9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
    10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

  • Блудный сын (Лк. 15:11-32).
  • 11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
    12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
    13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
    14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
    15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
    16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
    17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
    18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
    19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
    20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
    21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
    22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
    23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
    24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
    25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
    26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
    27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
    28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
    29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
    30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
    31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
    32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

2. Благодарность искупленного
  • Два должника (Лк. 7:41-43).
  • 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
    42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
    43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

Пророческие притчи о суде


1.Ожидание возвращения Христа
  • Десять дев (Мф. 25:1-13).
  • 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
    2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
    3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
    4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
    5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
    6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
    7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
    8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
    9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
    10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
    11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
    12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
    13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

  • Верный и неверный раб (Мф. 24:45-51; Лк. 12:42-48).
  • 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
    46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
    47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
    48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
    49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -
    50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
    51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

    42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
    43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
    44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
    45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -
    46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
    47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
    48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

  • Бодрствующий привратник (Мк. 13:34-37).
  • 34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
    35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
    36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
    37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

2. Суд над Израилем и в Царствии
  • Два сына (Мф. 21:28-32).
  • 28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
    29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
    30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
    31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
    32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

  • Злобный виноградарь (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-18).
  • 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
    34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
    35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
    36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
    37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
    38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
    39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
    40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
    41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
    42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
    43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
    44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
    45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
    46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

    1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
    2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
    3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
    4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
    5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
    6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
    7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
    8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
    9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
    10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
    11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
    12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

    9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
    10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
    11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
    12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
    13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
    14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
    15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
    16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
    17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
    18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

  • Бесплодная смоковница (Лк. 13:6-9).
  • 6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
    7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
    8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-
    9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

  • Брачный пир царского сына; притча о великом пире (Мф. 22:1-14; Лк. 14:15-24).
  • 1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
    2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
    3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
    4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
    5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
    6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
    7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
    8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
    9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
    10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
    11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
    12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
    13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
    14 ибо много званых, а мало избранных.

    15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
    16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
    17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
    18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
    19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
    20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
    21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
    22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
    23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
    24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

  • Закон прощения (Мф. 18:23-35)
  • 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
    24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
    25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
    26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
    27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
    28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
    29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
    30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
    31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
    32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
    33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
    34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
    35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Перечень притч
Урок 12.3

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИТЧИ



О любви к ближнему

(Лк. 10:30-37)

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Притча о добром самарянине выделяется среди прочих, приводимых Лукой. Ее можно рассматривать с двух точек зрения. Прежде всего Иисус хотел сказать, что человек должен помогать другим в их нуждах. Эту же притчу можно трактовать в свете отвержения Иисуса; определенное сходство видится в отказе религиозных вождей оказать помощь человеку, попавшему в беду. Единственный, кто помог ему, - "отверженный самарянин". В глазах иудеев Иисус был подобен самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он помогал погибающим людям. Идея притчи в известном смысле перекликается со словами, сказанными Христом фарисею Симону (Лк. 7:36-50). В ней ясно звучит тема Христа, приходящего на помощь ко всем нуждающимся в Нем.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

О молитве

(Лк. 11:5-13)

5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Первая притча - о неотступности в молитвах (Лк. 11:5-7). Казалось бы, "бестактность", какую проявляет пришедший посреди ночи к своему другу просить хлеба, не может быть приятной, но Богу она угодна. Иисус прямо призывает людей к настойчивости в молитвах - не ради того, чтобы добиться от Бога изменения Его решения, но для того, чтобы через такую настойчивость получить помощь в действительной нужде.

5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

Вторая притча - о том, что Отец Небесный дает Своим детям только то, что есть благо для них, и не дает того, что может принести им вред. Иисус продолжает побуждать народ Божий "искать" и "просить".

Однако из этого не следует, что мы можем "вырывать" из рук Бога нужные нам дары. Мы просто должны постоянно обращаться в молитве к Тому, Кто лучше нас самих знает наши нужды и Кто, обладая великодушным сердцем, в свое время обильно даст нам все необходимое. Если просимое нам не было дано, то не потому, что Богу жалко Своего дара, а потому, что Он намерен дать нам что-то лучшее. Ни одна искренняя молитва не будет оставлена Богом без ответа.

О смирении

(Лк. 14:7-11)

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

"Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу..." (Лк. 14:7). Чем ближе к хозяину пира было место гостя, тем почетнее оно считалось. Вероятно, гости, входившие в дом, куда пригласили Христа, старались сесть поближе к хозяину, возлежавшему во главе стола. Своей притчей Иисус хотел побудить их задуматься над духовными реалиями в свете Его проповеди о Царстве Божием.

Главная мысль этой притчи сформулирована в стихе Лк. 14:11: "Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится". Это перекликается со сказанным Иисусом ранее: "И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними" (Лк. 13:30). Фарисеи, рассчитывавшие занять привилегированное положение в Царстве, будут унижены, отстранены другими. Но если бы они смирили себя, то, возможно, были бы возвышены Богом. "И звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 14:9-10).

Отдельные притчи
Урок 12.4

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИТЧИ (продолжение)



Ожидание возвращения Христа

(Лк. 12:35-48)

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Последователи Христа должны быть всегда в состоянии полной готовности к встрече Сына Человеческого в пришествие Его.

"Чресла препоясаны" - это выражение понятно для людей Востока. Длинные, ниспадавшие широкими складками одежды мешали в работе, поэтому человек, готовясь к работе, должен был сначала собрать свою одежду под пояс, чтобы она не мешала ему.

"Светильники горящие" - это готовность раба встретить своего господина в любой час ночи. Светильник в то время представлял собой сосуд с маслом, в котором плавал хлопковый фитиль. Этот фитиль нужно было часто поправлять, а лампу наполнять маслом, чтобы свет не гас.

Заканчивает Иисус предупреждением о том, что знания и привилегии, которыми обладает человек, всегда связаны с ответственностью. Двойное осуждение тому, кто хорошо знает последствия греха, и тем более двойное осуждение тому, кто имел все возможности совершить благочестивые дела, но не совершил их.

Суд над Израилем и в Царствии

(Лк. 14:15-24)

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Эта притча о пире, рассказанная во время трапезы, устроенной фарисеем, созвучна словам Христа об оставлении Им Иерусалима (Лк. 13:34-35). Люди, которым первым было предложено Царствие Божие, отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Как бы убедительно ни звучал отказ "прийти на пир", не может быть оправдания тем, кто отверг Мессию и Его Царство. Нет ничего важнее принятия Божьего приглашения, т.к. от этого зависит судьба в вечности.

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Отдельные притчи
Урок 12.5

ЧУДЕСА ИИСУСА



Определение

Чудо - сверхъестественное явление, совершенное посредством неограниченной силы Божией. (Обратите внимание на слова "сила", "чудеса" и "знамения" в Деян. 2:22)

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете.

Цели

Если в притчах Иисус преследовал две основные цели: открыть Свою Божественную сущность и наставить человечество, то чудеса Иисус использовал для того, чтобы:
  • Показать Свою Божественную природу и таким образом подтвердить то, что Он послан Богом Отцом (Ин. 5:36).
  • Подчеркнуть Свою духовную власть прощать грехи (Лк. 5:23-24).
  • Привлечь слушателей (Ин. 12:9).
  • Дать людям возможность испытать полноту Своего Божественного естества (Лк. 8:46).
  • Исцелять физические и духовные болезни людей.

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Рекомендации для изучения чудес Христа

При изучении каждого чуда Христа постарайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Чему учил Иисус, совершая это чудо?
  • Как открылся Христос в этом чуде?
  • Кто присутствовал при этом?
  • Почему было необходимо совершить это чудо?
  • Какие условия были необходимы для совершения чуда?
  • В чем выразился результат чуда?
Чудеса Иисуса
Урок 12.6

ПРОПОВЕДИ И ПОУЧЕНИЯ ИИСУСА



Бог обратился к человеку в последние дни через Своего Сына (Евр. 1:1-2). Так как Иисус есть Слово, то Он сделал возможной связь между Богом и человеком (Ин. 1:1).

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Божественную весть о спасении Иисус донес до человечества через служение проповедью и принесение Себя в жертву. Краткий обзор Его высказываний может послужить обобщающим упражнением для повторения всего курса.

Иисус учил и проповедовал людям, чьи основные нужды были такими же, как и у людей всех времен. На человечестве лежит проклятие, обусловленное виной за прошлые грехи, виной за грехи в настоящей жизни, беспокойством о неизвестном будущем.

Вспомните основные моменты общественного служения Иисуса и проанализируйте высказанные Им истины, которые были обращены к человеческим нуждам. Затем изучите перечень проблем, о которых говорил Иисус. Как эти беседы просвещали слушателей Иисуса и помогали им?

Слова Иисуса составляют почти половину текста Евангелий. Он часто цитировал ветхозаветные Писания.

В Новом Завете содержится 275 цитат из Ветхого Завета, многие из которых сказаны Иисусом. Иисус часто ссылался на Священное Писание, потому что это письменное Божье откровение людям. Он ссылался на него во время бесед об исполнении пророчеств, уча о пути к Богу и жизни с Богом. Для Него Писание было Книгой Света для человечества. В уроке 4 мы узнали, как Иисус цитировал Писание при искушении в пустыне (Мф. 4:1-11). Этот пример ясно показывает ту помощь в повседневной жизни, которую можно найти в Библии. Иисус часто использовал Писание для разъяснения Своего учения. Этим Он:
  • Подтверждал авторитет Писаний.
  • Применял вечные принципы к конкретным ситуациям, в которых оказывался.
Христиане должны постоянно учиться у Иисуса, как правильно пользоваться Библией в различных жизненных ситуациях.

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Проповеди и поучения Иисуса
Урок 12.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Все, что говорил и делал Иисус, прямо или косвенно свидетельствовало о Его Божественности. В притчах Он говорил о Себе как о Сеятеле, Пастыре, Царе, Господине, Отце, Виноградаре. Практически во всех этих качествах в Ветхом Завете Себя открывал Бог. Иисус отождествляет Себя с Ним. Иисус прощает грехи, сеет слово в души людей, ищет и спасает заблудших, руководит жатвой великого суда, разделяет тех, кто войдет и не войдет в Царство.

Совершенные Им чудеса говорили о Его величайшем положении. Начиная с рождения и заканчивая вознесением - все свидетельствует о том, что Он не просто человек. Он совершал чудеса одним только словом. Ему повиновалась буря, бесы и сама смерть. Совершая чудеса, Иисус не жаждал земной славы или благодарности людей. Он хотел, чтобы люди поняли и поверили в Его предназначение. Ведь Он Тот, Кто пришел спасать погибающих грешников.

Проповедь Иисуса была уникальна. Он говорил и учил "как власть имеющий" (Мк. 1:22). Самые мудрые и образованные люди не могли противостоять Его учению, потому что это были слова Бога. Пусть Его Слово и сегодня преображает нас, а Его жизнь станет главным предметом нашего изучения.

* * *
"Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь" (Иуд. 24-25).

Заключение
Навигация по сайту